Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области за 2012 год.

Аналитический отчёт

 

 Анализ  состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области за 2012 год.

   

  1. Общие положения.

 

Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013 – 2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12, Письма ФАС России № АГ/18850/13 от 15.05.2013 Еврейское  УФАС России провело обзор состояния конкуренции на розничных рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов», разработанных на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

 

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

 

  • информация, полученная от администраций Муниципальных образований  Еврейской автономной области;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на обследуемом товарном рынке (розничные продавцы данного товара) ЕАО;
  • государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты;
  • «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст ОК 034-2007 (КПЕС 2002). 

 

Цель Анализа:

 

  • оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов;
  • выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

 

  1.  Временной интервал исследования рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования целесообразно изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на обследуемых товарных рынках на 2013-2014 годы определён 2012 год.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктами 3.1,3.4, 3.5 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, с изменениями, утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст., розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в разделе GA «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», по коду 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

 Функциональное назначение нефтепродуктов – использование их в качестве моторного топлива.

Цель потребления - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

В связи с особенностями товара (горючесть, взрывоопасность, жидкая форма) покупка его на розничном рынке производится только на специально оборудованных автозаправочных станциях. Отпуск товара производится непосредственно в топливный бак автомобиля или (реже) специальные ёмкости (канистры, др.).

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), установленных в автомобилях. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый, которые устанавливаются заводом изготовителем в процессе сборки машины.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия.

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: "Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...").

3.4 Согласно п.3.1 Порядка для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

Вместе с тем, автомобильные бензины и дизельное топливо, с точки зрения потребителя, не являются товарами-заменителями. Дизельный двигатель устанавливается на стадии производства автомобиля (это, как правило, сельскохозяйственный и грузовой транспорт, а также небольшое количество легкового транспорта). Бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Применение автобензина в дизельном двигателе приводит к разрушению двигателя. Замена бензинового двигателя на дизельный технически сложна и затратна.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 «дизельное топливо» и «автомобильные бензины» являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100). 

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при продаже их на АЗС, автомобильные бензины и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами:

Также в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Кроме того, с точки зрения продавца газобаллонное топливо не является взаимозаменяемым по способу хранения и реализации с дизельным топливом.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 00С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 200С и выше (t застывания топлива не выше минус 350С) и минус 300С и выше (t застывания топлива не выше минус 450С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 500С и выше.

Все вышеперечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Брендированные марки дизельного топлива различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar), следует рассматривать как одну товарную группу. 

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля дизельным топливом.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка услуг предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Еврейской автономной области.

Согласно п. 4.1 Порядка географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории, и отсутствия такой возможности за ее пределами.

В соответствии с п. 4.3 Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются в числе прочих:

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

    -расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

Таким образом, уточнение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов производится путем оценки экономической возможности приобретения нефтепродуктов потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются расстояние (маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

При этом, исходя из низкой эластичности спроса на бензины, следует включать в состав рынка территории, расположенные в пределах одного региона и находящиеся на расстоянии не менее 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен  (менее 10%).

Специфика свойств исследуемого товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени.

При этом АЗС стационарны и строго привязаны к конкретному территориальному местоположению.

Продавцы не могут изменить район продаж в силу привязки места продажи к конкретной территории, а покупатели не могут изменить район покупок в силу отсутствия экономической выгоды.

Таким образом, возможность перемещения товара к покупателю отсутствует, а перемещение покупателя к товару требует дополнительных материальных и временных затрат, вследствие чего продавцы и покупатели товара находятся в границах единого муниципального образования.

Рассматриваемые рынки розничной торговли дизельным топливом относятся к локальным рынкам.

  На основании анализа районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), фактически действующих на рассматриваемом товарном рынке, географические границы товарного рынка розничной торговли дизельным топливом определены административными границами городского округа «Город Биробиджан» и пятью муниципальными районами Еврейской автономной области. Выявление географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов производится с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры Еврейской автономной области, где определяется территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения автотранспорта.

Еврейская автономная область расположена в южной части Дальневосточного федерального округа, общая площадь области составляет 36,3 тыс. кв. км. По её территории проходит федеральная трасса Амур «Чита-Хабаровск», которая пролегает по трём муниципальным районам области (Смидовичскому, Биробиджанскому, Облученскому). Основная доля автозаправочных станций дислоцирована вдоль дорог и автотрасс с большим потоком движения машин. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля.

Анализ районов продаж на территории Еврейской автономной области выявил, что локальные рынки розничной продажи автомобильного топлива для конкретного потребителя локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автотранспорта.

Таким образом, учитывая организационно-транспортные схемы и связанные с ними транспортные расходы до АЗС, установленные цены на дизельное топливо, не превышающие 10 % цен на других территориях, минимальное расстояние до областного центра - города Биробиджана, географические границы локальных товарных рынков определены следующим образом.

  • Городской округ «Город Биробиджан» определен географическими границами административного центра города Биробиджана и точкой продаж «1975-1977 километр» федеральной трассы «Чита-Хабаровск».
  • МО «Биробиджанский муниципальный район»;
  • МО  «Октябрьский муниципальный район»;
  • МО «Облученский муниципальный район»;
  • МО «Ленинский муниципальный район»;
  • МО «Смидовичский муниципальный район».

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

на товарном рынке.

 

В соответствии с п. 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Определение хозяйствующих субъектов, действующих на рынках розничной реализации нефтепродуктов на территории Еврейской автономной области, осуществлено согласно данным и сведениям, полученным от органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, осуществляющих розничную и оптовую реализацию нефтепродуктов на территории муниципальных образований ЕАО.

В качестве продавцов на исследуемых рынках выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу автомобильных бензинов посредством АЗС преимущественно для конечного потребления, в том числе в личных целях. По результатам проведенного анализа на территории Еврейской автономной области деятельность на розничном рынке дизельного топлива в 2012 году осуществляли 14 хозяйствующих субъекта.

  Крупнейшими из них являются ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт", которые входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) ОАО "НК "Альянс" и ОАО "НК "Роснефть" соответственно.

Розничный рынок дизельного топлива нефтяных компаний, входящих в ВИНК на территории Еврейской автономной области представлен сетью собственных автозаправочных станций и связанную с ней инфраструктуру.

В связи с отсутствием нефтебаз на территории ЕАО, обеспечение региона дизельным топливом осуществляется посредством поставки нефтепродуктов из нефтебаз и нефтехранилищ г. Хабаровска. Доставка  нефтепродуктов непосредственно до АЗС и оптовых покупателей Еврейской автономной области осуществляется собственными бензовозами нефтяных компаний.

Реализуемая продукция ООО «РН-Востокнефтепродукт», производится на нефтеперерабатывающем заводе ООО "РН – Комсомольский НПЗ" из давальческой нефти ОАО "НК Роснефть", продукция ОАО «Хабаровскнефтепродукт» произведена на  ОАО "Хабаровский НПЗ" из давальческой нефти ОАО "НК Альянс».

 Кроме этого, розничную продажу дизельного топлива на территории области осуществляют семь индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) и пять Обществ с ограниченной ответственностью, имеющих независимость и не входящих в ВИНК.

Система обеспечения собственных АЗС дизельным топливом, независимых продавцов, осуществлялась самостоятельными поставками нефтепродуктов из разных регионов Российской Федерации.

В 2012 году в Еврейской автономной области функционировало  43 АЗС, находящихся в собственности продавцов или на праве аренды. В том числе один хозсубъект осуществлял реализацию нефтепродуктов посредством передвижной АЗС.

  Состав продавцов, действующих на рынках дизельного топлива на территории ЕАО, представлен в таблице 1  Приложения к аналитическому отчёту.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, приобретающие исследуемый товар для производственных и личных нужд.

Распределение АЗС по муниципальным образованиям Еврейской автономной области представлено ниже в таблице1.  

 

Таблица 1

 

№ пп

Наименование района (города)

Общее

коли-

чество              АЗС

ОАО

"Хабаровскнефтепродукт"

ООО "РН-Восток-нефте-продукт"

Прочие хозяйственные общества 

1

МО «Город Биробиджан»

22

5

3

14

2

МО «Биробиджанский муниципальный район»

3

 

 

3

3

МО "Октябрьский муниципальный район"

3

 

 

3

4

МО "Облученский муниципальный район"

5

4

1

 

5

МО "Ленинский муниципальный район"

4

 

 

4

6

МО "Смидовичский муниципальный район"

6

1

1

4

 

 

ВСЕГО:

43

10

5

27

 

 

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынках

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

Расчет объема товарного рынка производится в натуральном выражении (литрах) по показателю объема реализации дизельного топлива на АЗС хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах в 2012 году.

Данные об объемах и долях хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках дизельного топлива в рассматриваемых географических границах, представлены в таблице 2 Приложения к аналитическому отчету.

Общий объем исследуемого товарного рынка Еврейской автономной области в 2012 г. составил 22680,8 тыс.л. дизельного топлива.

Наибольший объём продаж за 2012 год, среди муниципальных районов ЕАО, составил в МО «Город Биробиджан» с объёмом розничной реализации  дизельного топлива  7814,6  тыс. л., МО «Облученский муниципальный район» - 6764,8 тыс.л., МО «Смидовичский муниципальный район» -6424,4 тыс.л.

Согласно проведённого анализа  лидирующее положение по объёмам розничных продаж нефтепродуктов в 2012 году на территории ЕАО занимают три хозяйствующих субъекта: ОАО «Хабаровскнефтепродукт», ООО «РН-Востокнефтепродукт», ООО «Амур-ДВ».

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

В результате исследования выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на исследуемых рынках в 2012 г., в соответствии с частями 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Информация об объёмах и долях хозяйствующих субъектов на розничном рынке дизельного топлива на территории ЕАО представлена в таблице 2 Приложения к аналитическому отчету.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR) по розничной реализации дизельного топлива в муниципальных образованиях Еврейской автономной области представлены в таблице 2

Во всех муниципальных образованиях ЕАО коэффициент рыночной концентрации (CR) по автомобильным бензинам всех марок превышал 80%.

Индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - по всей номенклатуре составили более 2000.

Согласно п. 7.2 Порядка, учитывая, что все значения CR и HHI находятся в интервале 80% <= CR <= 100% и 3000 <= HHI <= 10000, уровни рыночной концентрации на розничных рынках дизельного топлива в определенных географических границах высокие.

Высокую степень концентрации товарных рынков розничной реализации автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области характеризует стабильно-лидирующее положение на протяжении ряда лет одних и тех же хозсубъектов (ОАО "Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт"), с незначительной тенденцией к снижению концентрации за счет перераспределения их долей на рынке.

 

Таблица 2

 

Значения показателей уровней концентрации исследуемых товарных рынков в разрезе муниципальных районов Еврейской автономной области

 

 

Показатели уровня концентрации

ДТ

МО « Город Биробиджан»

 

CR

84,3

HHI

3011,0

МО «Биробиджанский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

5201,5

МО «Октябрьский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

3564,1

МО «Облученский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

5215,7

МО «Ленинский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

3671,5

МО «Смидовичский муниципальный район»

 

CR

91,7

HHI

5028,2

 

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды и определение барьеров

входа на товарный рынок.

 

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих розничные рынки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Еврейской автономной области в 2012 году, позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые товарные рынки являются высококонцентрированными, с недостаточно развитой конкуренцией.

Лидирующие позиции на исследуемых рынках занимают ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН – Востокнефтепродукт", данные хозяйствующие субъекты, входящие в ВИНК, присутствуют в большинстве муниципальных районах ЕАО.

Учитывая, что рыночные доли неинтегрированных хозяйствующих субъектов незначительны, основная конкурентная борьба происходит между структурами, входящими в состав нефтяных компаний.

Неразвитость транспортной инфраструктуры в ряде отдалённых районах  области, а также особенности расположения потребителей, низкая плотность населения обусловливают ограниченный спрос, экономическую необоснованность функционирования большого числа хозяйствующих субъектов, что выражается в отсутствии либо крайне малом количестве АЗС. 

К барьерам входа новых участников на рынок розничной реализации дизельного топлива можно отнести следующие ограничения.

Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений: высокая стоимость строительства или покупки нефтехранилищ и АЗС;

 - ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. Серьезной проблемой является нехватка оборотных средств для приобретения нефтепродуктов, поскольку подавляющее большинство поставщиков реализуют топливо на условиях предварительной оплаты, а при реализации возникает проблема задержки оплаты клиентами за поставленное топливо. Кредитные ресурсы, предлагаемые банками, привлекать экономически невыгодно из-за высокого процента, краткосрочности кредита, сложной процедуры получения средств, занижения стоимости залога и т.п., в связи с этим хозяйствующие субъекты вынуждены покупать топливо у ограниченного числа поставщиков, готовых предоставлять товарный кредит (отсрочку платежа), что также влечет дополнительные затраты и сказывается на цене нефтепродуктов в сторону её увеличения;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- транспортные ограничения. На процесс осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на исследуемых рынках большое влияние оказывает слабая развитость транспортной системы в ряде муниципальных районов области, удаленность от районного центра (Октябрьский, Облученский районы), высокие тарифы на перевозку нефтепродуктов. В связи с этим возникают проблемы с оптимальным выбором поставщика и с доставкой топлива, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на ритмичности работы хозяйствующих субъектов региона на исследуемом рынке и удорожании топлива.

 Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов, в том числе:

- лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (АЗС);

- сложность оформления разрешительной документации на строительство АЗС (в том числе в части выделения земельных участков;

- высокие ставки арендной платы за земельные участки, на которых располагаются АЗС;

- высокие акцизы на топливо приводят к его существенному удорожанию;

- повышение тарифов естественных монополий, в т.ч. тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом;

- необходимость получения разрешения на строительство АЗС, наличие страховки на АЗС, непрерывное соблюдение правил технической, промышленной, пожарной безопасности эксплуатации пожароопасного объекта.

Преимущественное положение компаний ОАО "Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт", входящих в состав ВИНК ОАО "НК "Альянс" и ОАО "НК "Роснефть" соответственно, относительно других потенциальных участников рынка.

 Исторически сложившееся доминирование нефтяных компаний на большинстве локальных розничных рынков нефтепродуктов, а так же наличие собственных нефтеперерабатывающих заводов, развитой сети АЗС и связанную с ней инфраструктуру даёт нефтяным компаниям ряд преимуществ перед независимыми хозсубъектами.

Проводимая в настоящее время ОАО "Хабаровскнефтепродукт"  и ООО "РН – Востокнефтепродукт" активная работа по дальнейшему расширению сети своих автомобильных заправочных станций, а также использование рекламных акций,  системы  бонусов и скидок для своих постоянных клиентов, долговременное сотрудничество с корпоративными и потенциальными клиентами приводит к тому, что данные нефтяные компании по-прежнему остаются лидерами на  рынках нефтепродуктов.

Таким образом, большинство из существующих барьеров входа на исследуемые товарные рынки являются труднопреодолимыми.

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:

 

1. Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что локальные рынки розничной реализации дизельного топлива на территории Еврейской автономной области являются высококонцентрированным и относятся к товарным рынкам с неразвитой конкуренцией.

 Учитывая результаты проведенного анализа, считаю необходимым внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов конкретизировав вид деятельности «Розничная торговля моторным топливом» по дизельному топливу:

 

  1. ОАО "Хабаровскнефтепродукт" (ИНН 2700000105)

– Услуги по розничной  торговле дизельным топливом    (ОКВЭД 50.50), с долей на рынке > 35 %, в географических границах – МО «Облученский муниципальный район»;

2. ООО "РН – Востокнефтепродукт" (ИНН 2723049957)

     – Услуги по розничной  торговле дизельным топливом (ОКВЭД 50.50), с долей на рынке > 35 %, в географических границах – МО «Город Биробиджан», МО «Облученский муниципальный район», МО «Смидовичский муниципальный район».

      Включить в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% следующие хозяйствующие субъекты:

3. ООО «Станица» (ИНН 7904505054)

  • Услуги по розничной  торговле дизельным топливом (ОКВЭД 50.50), с долей на рынке > 35 %, в географических границах – МО «Ленинский муниципальный район»;

4. ООО «Амур-ДВ» (ИНН 2720040064)

  • Услуги по розничной  торговле дизельным топливом (ОКВЭД 50.50), с долей на рынке > 50 %, в географических границах – МО «Биробиджанский муниципальный район».