Анализ состояния конкуренции на рынке услуг охраны помещений граждан на территории посёлка Теплоозёрск МО «Облученский муниципальный район».

Аналитический отчёт

 

Анализ состояния конкуренции на  рынке услуг

охраны помещений граждан на территории

посёлка Теплоозёрск МО «Облученский муниципальный район».

 

  1. Общие положения.

 

В связи с рассмотрением жалобы гражданки Четвериковой О. Я. на действия частного охранного предприятия ООО «Щит» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области проведён анализ рынка  услуг охраны помещений на территории п. Теплоозёрск МО «Облученский муниципальный район».

Настоящий анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026) (Далее – Порядок), с использованием Методических рекомендаций по подготовке анализа состояния конкурентной среды на рынке  услуг охраны помещений.

Анализ проводился в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны помещений на территории п. Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район».

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

 

  • информация, полученная от Управления Министерства внутренних дел РФ по Еврейской автономной области;
  • сведения и документы, полученные от ООО ЧОП «Щит»;
  • Федеральный закон от 11.03.1992 г. № 2487-1  «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности);
  • Приказ МВД РФ от 31.08.2007 N 772 «Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам»;
  • Приказ МВД РФ от 16.03.2007 N 267 «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

Цель Анализа:

 

  • оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны помещений на территории п. Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район»;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке охраны помещений на территории п. Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район», согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

 

  1. Временной интервал исследования рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования целесообразно изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка в период поступления жалобы на действия ООО ЧОП «Щит». Соответственно, проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В качестве временного интервала исследования рассматриваемого товарного рынка установлен 2011, 2012, 6 месяцев 2013 года.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка (товара) проведено в соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа, а также на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, условий договора, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

Оказание услуг охраны помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями.

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной, договорной основе организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке) находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, с изменениями, утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, рассматриваемые в анализе услуги по охране помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения помещений относят к разделу К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», классу 74 «Предоставление прочих видов услуг», подклассу 74.60  «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

Таким образом, рассматриваемые услуги по охране помещений являются самостоятельными видами экономической деятельности, в связи с этим они не имеют заменителей.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране помещений с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка услуг охраны помещений предварительно определены как локальные рынки, территория на которой действуют участники рынка – территория МО «Облученский муниципальный район».

 В качестве метода определения географических границ товарного рынка был выбран метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Спрос на услуги охраны помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалистами устанавливаются технические средства охраны и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны. В случае необходимости, дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации.

Учитывая возможность оперативно среагировать на ситуацию, при которой произошло проникновение, кража, пожар и т.п. (охранный случай), необходим выезд охранников в помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе, поэтому выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах (муниципальных районах) работает небольшое количество охранных организаций, это связано прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы, ограничена из-за высоких издержек.

Географическими границами рынков услуг охраны помещений будут являться границы поселений, районов, округов муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, географические границы исследуемого рынка определены как административные границы поселка Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район».

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

          

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

             Круг участников рынка услуг охраны помещений определён следующим образом:

  • Продавцы
  • частные охранные организации;
  • отдел вневедомственной охраны при Управлении Министерства  внутренних    дел;
  • Покупателями на соответствующем рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности.

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

Перечень организаций, осуществляющих частную охранную деятельность, определён согласно сведениям представленным Управлением Министерства внутренних дел Российской федерации по Еврейской автономной области (далее  - УМВД России по Еврейской автономной области).

Согласно данным УМВД России по Еврейской автономной области на территории МО «Облученский муниципальный район» осуществляют деятельность  10 частных охранных структур. Из них деятельность по охране помещений граждан в 2011году - 6 месяцев 2013 года осуществлял один хозяйствующий субъект – ООО ЧОП «Щит» (679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Комбайностроителей, д.38).

ООО ЧОП «Щит» осуществляет свою деятельность на основании Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 18.12.2002г. (ИНН 7901023729), Свидетельства о внесении записи в Единый  государственный реестр юридических лиц  о юридическом лице  от 18.03.2011г., выданного ИМНС по г. Биробиджану ЕАО (ОГРН 1027900511264). ООО ЧОП «Щит»  имеет действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности  ЧО № 021855 от 01.03.2013 г., выданную УМВД России по Еврейской автономной области.

        

  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих 

субъектов на рынках.

 

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка являлись данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность услуг охраны помещений на территории п. Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район».

Для определения объема услуг выбраны количественные показатели оказанных услуг охраны помещений (количество помещений) охранных организаций в рассматриваемых географических границах за 2011 год, 2012 год, 6 месяцев 2013 года.      Общий объем оказанных услуг охраны помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения на территории поселка Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район» за 2011 год составил 59 объектов, за 2012 год – 63 объекта, за 6 месяцев 2013 года - 51 объект.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, каждого хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка в рассматриваемых географических границах.

Доля ООО ЧОП «Щит» по услугам охраны помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения на территории поселка Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район» за 2011 год 6 месяцев 2013 года составила  100 %.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

На анализируемом рынке определение уровня концентрации не производилось в связи с тем, что на рынке услуг охраны помещений на территории п. Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район» действует один хозяйствующий субъект, осуществляющий данную деятельность.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

         Определение барьеров входа на товарный рынок представляет собой определение обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

         К основным барьерам для входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок относят:

  •  экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для выхода на рынок при длительных сроках окупаемости этих вложений (высокий уровень конкуренции, заработная плата охранников, арендная плата, низкая платежеспособность населения и т.п.);
  • обязательное материально-техническое обеспечение: наличие автотранспорта, пункта охраны, специальных технических средств, квалифицированных специалистов;
  • административные барьеры (получение лицензии на осуществление частной охранной деятельности, разрешительных документов на хранение оружия и др.).

Сводные результаты оценки состояния конкурентной среды а также анализ количественных и качественных показателей характеризуют рынок услуг охраны помещений на территории п. Теплоозерск МО «Облученский муниципальный район» как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией. На рассматриваемом рынке действует один хозяйствующий субъект - Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Щит» (679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Комбайностроителей, д.38).

По итогам проведённого анализа состояния конкуренции, согласно Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 г. N 896, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6 Еврейским УФАС России будет рассмотрен вопрос о включении ООО ЧОП «Щит» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, вид деятельности: 74.60  «Проведение расследований и обеспечение безопасности», услуги по охране помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.