Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению на территории МО «Город Биробиджан».

  1. Общие положения.

 

Во исполнение пункта 2.3 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016 годы, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14, Еврейское  УФАС России проводит обзор состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению на территории МО «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению от 30.01.2015 № АГ/4283/15, которые разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

В связи с тем, что на территории Еврейской автономной области отсутствуют города и муниципальные районы с численностью свыше  100 тысяч жителей, анализ рынка услуг по теплоснабжению проведён в отношении административного центра Еврейской автономной области – МО «Город Биробиджан».

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

 

  • данные, полученные от Управления жилищно-коммунального хозяйства МО «Город Биробиджан»;
  • информация Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области с официального портала органов государственной власти ЕАО;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;
  • данные официальной статистической информации;
  • законодательные акты, регулирующие деятельность в сфере услуг по  теплоснабжению, государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.

 

Цель Анализа:

 

  • оценка состояния  конкурентной  среды  на рынке услуг по теплоснабжению;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по теплоснабжению на территории г.Биробиджана, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

 

  1. Временной интервал исследования рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка услуг по теплоснабжению, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, определён 2013-2014 годы.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.

Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя:

-предварительное определение товара;

-выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-определение взаимозаменяемых товаров.

 

В соответствии с положением статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под понятием теплоснабжения понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, принятого и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  22.11.2007 № 329-ст, рынок теплоснабжения  относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Наиболее распространенными схемами предоставления услуг по теплоснабжению являются:

а)  схема сбыта тепловой энергии через перепродавца. В таком случае генерирующая организация продает тепловую энергию перепродавцу, который осуществляет теплоснабжение конечного потребителя.

в) схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между генерирующей организацией и потребителями тепловой энергии. В данной схеме у генерирующей компании в собственности, аренде или концессии должны находиться как магистральные, так и распределительные тепловые сети.

г) схема предоставления услуг по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

 

 

  1. Определение географических границ товарного рынка.

 

В соответствии с Письмом ФАС от 06.03.2015 № АГ/10782/15 и  Методическими рекомендациями по подготовке анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы рынка услуг по теплоснабжению, в связи с отсутствием городов и муниципальных районов с населением более 100 тысяч жителей на территории ЕАО, предварительно определены административными границами МО «Город Биробиджан» (население 75,4 тысяч жителей).

Оказание услуг теплоснабжения осуществляется путём эксплуатации магистральных, локальных тепловых сетей и прочего имущества, являющегося муниципальной или иной собственностью хозяйствующих субъектов.  Потребители услуг теплоснабжения не имеют фактической возможности их приобретения за пределами МО «Город Биробиджан», т.к. территория охвачена присоединенными тепловыми сетями, состоящими из системы котлов, котельно-вспомогательного оборудования, теплообменного оборудования, приборов учёта, трубопроводов и др. элементов и сооружений теплосетевого хозяйства. Из-за особенностей рассматриваемого рынка географические границы рынка будут зависеть от расположения технологических сетей, возможностей покупателя по доступу к ним и их использованию.

Таким образом, географические границы исследуемого рынка определены как административные границы муниципального образования «Город Биробиджан».

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

 

Перечень организаций оказывающих услуги по теплоснабжению в г. Биробиджане составлен согласно данных Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области и информации с официального портала органов государственной власти ЕАО.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по теплоснабжению, включаются организации осуществляющие производство и (или) продажу конечным потребителям произведённой или приобретённой тепловой энергии (мощности).

Согласно представленных данных, на рынке теплоснабжения в 2013-2014 годах на территории МО «Город Биробиджан» действовало восемь хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению.

Информация о составе хозяйствующих субъектов, действующих на обследуемом товарном рынке, представлена  в Приложении 1 Таблица 1 к Аналитическому отчету.

         Потребителями услуг теплоснабжения являются:

 

  • население и организации, потребляющее тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;
  • теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;
  • организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд;
  • организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.
  • юридические лица, независимо от организационно правовой формы собственности, индивидуальные предприниматели, управляющие организации, приобретающие услуги теплоснабжения для граждан, проживающих в жилищном фонде, бюджетные организации, прочие потребители.

 

  1. Расчёт объема товарного и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

В качестве источников расчета объема услуг, связанных  с теплоснабжением, использовались сведения и данные, представленные хозяйствующими субъектами оказывающие данные услуги в 2013-2014 году на территории  МО «Город Биробиджан».

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.

Объем рынка определяется как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка.

Информация об объёмах реализованной тепловой энергии и долях хозяйствующих субъектов на рынке услуг теплоснабжения представлена в Приложении 1 Таблица 3 к Аналитическому отчету.

Общий объем тепловой энергии, произведённой хозяйствующими субъектами  города Биробиджана за 2013 год составил 839613,82 Гкал, за 2014 год – 808529,288 Гкал. Реализовано тепловой энергии конечным потребителям за 2013 год - 745092,823 Гкал, за 2014 год - 693514,697 Гкал.

Согласно проведенного анализа состояния конкуренции и расчёта долей хозяйствующих  субъектов на рынке предоставления услуг по теплоснабжению, основным участником данного сегмента товарного рынка является ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК), представленная на рынке Еврейской автономной области структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала «Хабаровская теплосетевая компания», которому принадлежит основная доля рынка производства и передачи тепловой энергии города Биробиджана.

Количество произведенной тепловой энергии данной компанией за 2013 год составило 716122 Гкал, в том числе реализовано 637689 Гкал, в 2014 году произведено 691658 Гкал, в том числе реализовано 597202 Гкал.

Доля данного хозсубъекта в общем объёме реализованной теплоэнергии конечным потребителям за 2013 год по МО «Город Биробиджан» составила 85,6 %, за 2014 год – 86,1%.

Наиболее крупными потребителями услуг теплоснабжения ОАО «ДГК» являются предприятия и организации города Биробиджана: ОГБУЗ «Областная больница», Муниципальные образовательные учреждения города, Управление Внутренних дел по ЕАО.

         Остальные семь хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению на территории города Биробиджана, осуществляют производство и передачу теплоснабжения через локальные (автономные) источники теплоснабжения (котельные), теплотрассы, находящиеся на балансе данных хозсубъектов или на праве аренды.

 

  1. Уровень концентрации рынка услуг по теплоснабжению.

 

Для определения уровня концентрации рынка услуг по теплоснабжению  использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR3), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) трёх крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR-3) исследуемого рынка г. Биробиджана отражены в таблице.

 

 

 

 

 

2013

 

2014

 

Индекс рыночной концентрации

Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 

 

7408,0

 

7495,2

Коэффициент рыночной

концентрации (CR-3) , в т.ч.:

 

 

97,0

97,3

ОАО " ДГК"

 

85,6

86,1

ООО "Бирэнерго"

 

8,5

 

8,7

ГП  ЕАО «Облэнергоремонт»

 

2,9

 

2,5

 

 

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

В связи с тем, что деятельность на рынке услуг по теплоснабжению  связана с использованием сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории, состоящей из магистральных тепловых сетей, системы котельно-вспомогательного оборудования, теплообменного оборудования, приборов учёта, трубопроводов и др. элементов и сооружений теплосетевого хозяйства, существуют определённые  административные  ограничения для входа на данный товарный рынок, доступ других хозяйствующих субъектов затруднён, что является основным барьером для развития конкуренции на данном рынке услуг.

Самым важным барьером можно считать положение ОАО «ДГК», оказывающее услуги по теплоснабжению, доля которого составила за 2013-2014 годы в среднем 85,5%. Данное положение хозяйствующего субъекта вытекает из наличия у общества значительных генерирующих мощностей по производству тепловой энергии, которое осуществляет централизованное теплоснабжение, через существующие магистральные тепловые сети общей протяженностью 13710,44 п.м., на основании 17 договоров аренды с «Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Город Биробиджан».

Совокупная доля других хозсубъектов, действующих на рынке теплоснабжения города, незначительна.

Сведения о группе лиц  и конечных выгодоприобретателях поставщика тепловой энергии ОАО «ДГК» представлена в Приложении 2 к Аналитическому отчету.

Информация о необходимой валовой выручке (НВВ) и тарифах на передачу тепловой энергии и количество произведённой тепловой энергии хозяйствующими субъектами города Биробиджана представлена в Приложении 3 к Аналитическому отчету.

        В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии  относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Поэтому специфика рассматриваемого товарного рынка не может определять его как рынок с высокой конкуренцией, а скорее наоборот говорит о высоком уровне концентрации товарного рынка. Об этом также свидетельствуют коэффициенты рыночной концентрации (CR3) трех крупнейших хозяйствующих субъектов (97,0% и 97,3%) и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (7408 и 7495).

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признаётся доминирующим.

        Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризуют  рынок  услуг  теплоснабжения на территории МО «Город Биробиджан», как   высококонцентрированный, с неразвитой конкуренцией.  

        По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на рынке услуг  теплоснабжения можно сделать вывод: ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», представленная на рынке Еврейской автономной области структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала «Хабаровская теплосетевая компания» занимает на данном товарном рынке за 2013-2014 годы  долю более 50% и имеет необходимые и достаточные признаки доминирующего положения на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах  МО «Город Биробиджан».

ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»  Приказом Хабаровского УФАС России № 76-П от 10.04.2007г. внесено в региональный Реестр, по наименованию услуг – услуги по отпуску тепловой энергии в горячей воде через присоединённую сеть (производство, передача, поставка), с долей на соответствующем рынке более 50%, в географических границах  Хабаровский край и ЕАО в зоне расположения сетей ХС.

 

                 

 

 

 

Руководитель управления                                                                             А.А. Лунев