• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области за 2017 год.

  • Общие положения.

 

Во исполнение пункта 1.4 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 – 2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы», Поручения ФАС России от 29.03.2018 ЦА/21383/18 Еврейское УФАС России провело обзор состояния конкуренции на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов», разработанных на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

 

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

  • информация, полученная от администраций Муниципальных образований Еврейской автономной области;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на обследуемом товарном рынке (розничные, мелкооптовые продавцы данного товара) ЕАО;
  • Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;
  • ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);
  • Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 712, от 29.12.2012;
  • Государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.

 

Цель Анализа:

 

  • оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

 

  • Временной интервал исследования рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования целесообразно изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы определён 2016-2017 год.

 

  • Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктами 3.1,3.4, 3.5 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

Предварительное определение товара - автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятому Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст, розничная торговля моторным топливом отнесена к Разделу  G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», к классу 46.7 «Торговля оптовая специализированная прочая», к группе 46.71 «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами».

 

Эта группировка включает:

- оптовую торговлю топливом, смазками, смазочными веществами, маслами, такими как: древесный уголь, уголь, кокс, дрова, бензин-растворитель, сырая нефть, неочищенное масло, дизельное топливо, бензин, мазут, печное топливо, керосин, сжиженные горючие газы, бутан и пропан, смазочные масла и консистентная смазка, очищенные нефтепродукты.

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 712, от 29.12.2012 N 1474  определены следующие понятия:

Бензин - жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием;

Октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы.

Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями»).

В настоящее время сложилась определенная практика позиционирования бензинов при продаже их на АЗС, где выделяют 4 основных вида автомобильных бензинов: АИ-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ РН51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р51866-2002) и др., которые вследствие близости физико-химических и эксплуатационных показателей позиционируются как заменители основных марок бензинов.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.

Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличение детонации может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число (ОЧ), показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с Н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82.

По значению ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

- низкооктановые: А-76, АИ-80, Нормаль-80;

- высокооктановые бензины: Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Иные физико-химические и эксплуатирующие показатели внутри групп бензинов различаются незначительно и существенно не влияют на функционирование двигателя.

Согласно п.3.1 Порядка для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

С целью определения продуктовых границ товарного рынка можно предположить, что для мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов, владельцев автозаправочных станций (АЗС), марка бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока автомобилей.

Для крупных промышленных потребителей, осуществляющих большое количество работ по перевозке и располагающих мощностями по заправке и хранению автомобильных бензинов для собственных нужд, вопрос взаимозаменяемости бензинов по маркам стоит более остро, поскольку такие потребители имеют определенный, а не случайно сформировавшийся машинный парк, для эксплуатации которого нужны определенные марки бензинов.

Для уточнения товарных границ рынка бензинов автомобильных проведён опрос мелкооптовых покупателей нефтепродуктов (розничные продавцы нефтепродуктов, крупные предприятия, организации) с целью определения готовности заменить одну марку бензина на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными.

В ходе опроса потребителей автомобильных бензинов было определено, что производитель транспортного средства указывает определённую марку бензина, применяемую для заправки данного двигателя. Использование бензинов других марок бензинов является нарушением технических условий эксплуатации транспортного средства и может повлечь повреждение или неправильную работу двигателя, в связи с чем, потребители бензинов не готовы осуществлять замену марок автомобильных бензинов другими аналогами.

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования мелкооптовых рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

 

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

В связи с вышеизложенным, исходя из специфики рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, сложившегося предпочтения) продуктовые границы данных товаров определены по маркам автомобильных бензинов. Таким образом, за продуктовые границы исследуемых рынков приняты - мелкооптовая торговля автомобильными бензинами марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98.

 

  • Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложения и сводятся к определению территории, на которой, с одной стороны, покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке. Это обусловлено экономической возможностью приобретения оптовых партий нефтепродуктов в пределах границ региона. Мелкооптовый рынок нефтепродуктов непосредственно связан с хранением товара на нефтехранилищах.

В Еврейской автономной области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов в лице мелкооптовых компаний, стоящих между производителем и конечным покупателем, что приводит к многократной перепродаже нефтепродуктов.

Вторичный оптовый рынок нефтепродуктов включает в себя отгрузку с  нефтебаз соседних регионов автомобильным транспортом конечным потребителям.

Конечная стадия оборота автомобильного бензина (поступление его от мелкооптовых продавцов к конечным потребителям в сферу розничной реализации или потребления) ограничивается границами Еврейской автономной области.

Для определения географических границ товарного рынка у мелкооптовых продавцов запрошена информация об объёмах поставляемых автомобильных бензинов в субъекты Российской Федерации, с целью определения перечня, хозяйствующих субъектов, которые конкурируют друг с другом при осуществлении поставок данного товара. Информация по хозяйствующим субъектам мелкооптового рынка нефтепродуктов  представлена в Приложении Таблица 2.

На основании вышеизложенного географические границы мелкооптового рынка автомобильных бензинов предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Еврейской автономной области.

 

  • Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке.

 

Согласно пункта 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на обследуемом рынке, учитывались данные и сведения, полученные от Территориального органа федеральной службы государственной статистики по ЕАО, сведения и данные, размещённые в сети Интернет, а так же информация от розничных продавцов нефтепродуктов на территории Еврейской автономной области (реализация нефтепродуктов через АЗС), являющихся потенциальными мелкооптовыми покупателями нефтепродуктов.

В Еврейской автономной области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов.

           В качестве продавцов на данном рынке выступают оптовые организации,  входящие в состав вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Из числа ВИНК в области осуществляют деятельность по мелкооптовой продаже нефтепродуктов две компании: ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ПАО НК «РОСНЕФТЬ», г. Хабаровск, ул. Тургенева, д.46) в лице филиала и ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» (Группа ННК  г.Хабаровск, ул. Мухина,22).

В связи с отсутствием на территории Еврейской автономной области нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилищ, поставки нефтепродуктов на территорию области осуществляются мелким оптом автоцистернами и бензовозами нефтяных компаний с Хабаровских нефтебаз. Так же мелкоооптовые поставки на территорию ЕАО осуществляются железнодорожным транспортом из других регионов в резервуары  и хранилища для последующей мелкооптовой продажи.

Покупателями на мелкооптовом рынке являются розничные продавцы нефтепродуктов (юридические лица, индивидуальные предприниматели), а также организации и учреждения Еврейской автономной области, осуществляющие закуп нефтепродуктов для собственных нужд путем проведения конкурсов и аукционов.

 

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынках

 

В соответствии с  разделом 6 Порядка в качестве основного показателя для определения объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на региональном мелкооптовом рынке автомобильного бензина использован объем продаж (или поставок) автомобильных бензинов хозяйствующим субъектам, в установленных географических границах.

В качестве показателя объема товарной массы использовался показатель объема продаж автомобильных бензинов в натуральном выражении (тонны) хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию автомобильного бензина, крупным промышленным предприятиям, приобретающим необходимые нефтепродукты, преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующим субъектам, приобретающим товар преимущественно для целей перепродажи.

В связи с сегментацией рынка нефтепродуктов по видам автомобильных бензинов расчет осуществлялся отдельно по каждой марке топлива.

Доля хозяйствующего субъекта на мелкооптовом рынке автомобильного бензина рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Общий объем исследуемого товарного рынка Еврейской автономной области за 2016 год составил 1136,8 тонн нефтепродуктов, в том числе по маркам бензина автомобильного: А-76 (АИ-80) –  64 тонны, АИ-92 –  891,9 тонн, АИ-95 – 180,9 тонн, за 2017 год – общий объём составил 1108,3 тонн нефтепродуктов, в том числе по маркам бензина автомобильного: А-76 (АИ-80) –  254,1 тонн, АИ-92 –  582,6 тонн, АИ-95 – 271,6 тонн.

Согласно проведённого анализа  лидирующее положение по объёмам мелкооптовых продаж нефтепродуктов за 2016-2017 годы на территории ЕАО занимают два хозяйствующих субъекта: ООО «РН-Востокнефтепродукт», ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт».

Информация об объёмах и долях хозяйствующих субъектов на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных в ЕАО представлена в Таблице 1 Приложения к аналитическому отчёту.

 

 

  • Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR) по каждому виду нефтепродуктов на территории Еврейской автономной области представлены в Таблице 2

Коэффициент рыночной концентрации (CR) по автомобильным бензинам всех марок составил 100%.

Индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - по всей номенклатуре составили более 7000.

Согласно п. 7.2 Порядка, учитывая, что все значения CR и HHI находятся в интервале 70% <= CR <= 100% и 7000 <= HHI <= 10000, уровни рыночной концентрации на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов, в определенных географических границах, высокие.

Высокую степень концентрации товарных рынков мелкооптовой реализации автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области характеризует стабильно-лидирующее положение на протяжении ряда лет одних и тех же хозсубъектов (ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт").

 

Таблица 2

 

Значения показателей уровня концентрации мелкооптового рынка реализации автомобильных бензинов

 на территории Еврейской автономной области

 

Показатели уровня концентрации

А-76

АИ-92

АИ-95

 

Еврейская автономная область

 

2016 год

 

CR

 

100

 

100

 

100

 

HHI

 

10000

 

8151,6

 

6268,0

2017 год

 

CR

 

100

 

100

 

100

 

HHI

 

8609,7

 

5816,3

 

5767,4

 

 

  • Оценка состояния конкурентной среды и определение барьеров

входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основными барьерами для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов являются:

- отсутствие сырьевой базы. В Еврейской автономной области нет нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилищ. Автомобильный бензин поставляется с нефтехранилищ Хабаровского края и нефтеперерабатывающих заводов других регионов Российской федерации. Наиболее крупные хозяйствующие субъекты имеют прочные хозяйственные связи с продавцами нефтепродуктов, что дает им преимущество перед потенциальными конкурентами, желающими выйти на данный рынок;

- высокий уровень затрат на строительство новых  нефтебаз (нефтехранилищ) и большие сроки окупаемости капитальных вложений;

- лицензирование деятельности по эксплуатации нефтебаз (нефтехранилищ);

- стратегия поведения действующих на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, направленных на создание преимуществ, для участников вертикально-интегрированных структур по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Анализ товарного рынка нефтепродуктов показал, что из-за отсутствия на территории области нефтеперерабатывающих предприятий областной мелкооптовый рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны. Доставка автомобильного бензина осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом.

Для развития конкуренции на мелкооптовом рынке реализации нефтепродуктов необходимо появление большего количества новых конкурентоспособных независимых участников рынка.

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих мелкооптовый рынок бензинов автомобильных на территории Еврейской автономной области за период 2016-2017 годы позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые товарные рынки являются высококонцентрированными, с недостаточно развитой конкуренцией.

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.

Бесспорные лидирующие позиции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов на территории ЕАО занимает ООО "РН – Востокнефтепродукт", в лице филиала, входящее в группу ПАО НК «РОСНЕФТЬ», (68000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, д.46) с долей на соответствующем рынке по маркам бензина автомобильного: А-76 (АИ-80) –  100 %, АИ-92 –  89,7%,  АИ-95 – 75,2%.

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:

 

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что мелкооптовые рынки реализации автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области являются высококонцентрированными и относятся к товарным рынкам с неразвитой конкуренцией.

В ходе проведенного анализа было определено, что на протяжении 2016-2017 годов не произошло существенных изменений по сравнению с предыдущими периодами в долях хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов ЕАО и его муниципальных районов.

По результатам проведённого анализа оптового рынка нефтепродуктов за 2016-2017 годы можно сделать вывод о имеющихся признаках коллективного доминирования ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО"РН-Востокнефтепродукт", действующих на территории Еврейской автономной области.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, на обследуемом рынке действуют два  хозяйствующих субъекта: ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО"РН-Востокнефтепродукт", совокупная доля каждого из которых на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов.

Совокупная доля двух вертикально-интегрированных компаний по всем видам нефтепродуктов на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов составила 100 %.

 

 

 

 

 

 

Руководитель управления                                                                         А.А. Лунев