Игорь Артемьев представил «третий антимонопольный пакет» российским и американским судьям

7 июля 2011 года руководитель ФАС России Игорь Артемьев на российско-американской конференции, посвященной судейской практике рассмотрения антимонопольных нарушений, представил участникам «Третий антимонопольный пакет» поправок в российское законодательство.

Проект «третьего антимонопольного пакета» 28 июня 2011 года был утвержден Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.

Как сообщил глава ФАС Игорь Артемьев, третий антимонопольный пакет существенно упрощает работу бизнеса и усиливает ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства.

«В антимонопольном законодательстве появляется определение картелей, как в США. Борьба с картелями – один из основных приоритетов в деятельности ФАС России. В прошлом году нам удалось раскрыть 5 национальных картелей. А правоохранительные органы возбудили уже 10 уголовных дел по 178 статьей Уголовного Кодекса РФ за нарушение антимонопольного законодательства», - заявил Игорь Артемьев.

Напомним, основными целями третьего антимонопольного пакета является

• развитие конкуренции на товарных рынках;

• совершенствование принципов контроля деятельности монополий;

• минимизация правовых рисков бизнеса.

Изменения, в частности, предусматривают уголовное преследование только за наиболее опасные для конкуренции картели. Планируется также установить, что картельных сговоров внутри одной группы лиц не может быть, и, следовательно, за нарушения в такой ситуации не может наступить уголовная ответственность.

Предусмотрено также уточнение антимонопольных требований, в том числе в части контроля экономической концентрации, в отношении иностранных лиц (только в случае поставок такими лицами товаров в РФ не менее чем на 1 миллиард рублей в течение года, предшествующего дате совершения сделки).

«Третий антимонопольный пакет» предлагает поправки и в Кодекс об административных правонарушениях: эти изменения направлены на дифференциацию ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление фиксированного штрафа в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода. Планируется установить, что цена, сформировавшаяся в ходе биржевых торгов, не может быть признана монопольно высокой. ФАС России предлагает также ввести дополнительные гарантии лицам, против которых ведется производство по антимонопольным делам, в том числе установить минимально необходимый период анализа товарного рынка (не менее года).

Кроме того, ФАС России предлагает вести реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности. Этот реестр поможет исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением.

Все разработанные ведомством поправки направлены на предупреждение и значительно снижение рисков для компаний, так как предполагают либерализацию отношений и развитие здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг