Контроль за ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов на территории ЕАО

В части контроля за ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов, в рамках заданий ФАС России от 26.10.2009 № 712, от 17.02.2011 № АГ/900-ПР, Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области на постоянной основе осуществляет еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты на территории Еврейской автономной области на предмет обоснованности их установления.

Лидирующие позиции на розничных  и мелкооптовых рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в географических границах Еврейской автономной области занимают ОАО «Хабаровскнефтепродукт» и ООО «РН – Востокнефтепродукт». 

В связи с отсутствием на территории Еврейской автономной области нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилищ, обеспечение региона автомобильным топливом осуществляется посредством поставки нефтепродуктов из нефтехранилищ и нефтебаз соседних регионов.        

Оптовый рынок нефтепродуктов ЕАО слабо развит, основная  реализация автомобильного топлива осуществляется мелкооптовыми поставками под заключенные договоры и заказы покупателей (предприятия и организации Еврейской автономной области).

Розничная реализация нефтепродуктов представляет собой деятельность по перепродаже нефтепродуктов, приобретенных на оптовом рынке. АЗС снабжаются нефтепродуктами путем автомобильной транспортировки с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов), которые, в свою очередь, закупают нефтепродукты у Комсомольского, Омского и Хабаровского НПЗ, Ангарской НХК. В связи с этим, одним из самых существенных обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов, являются  оптовые цены на нефтепродукты, а так же расходы, связанные с этим видом деятельности.

При установлении розничных цен на нефтепродукты хозяйствующие субъекты руководствуются уровнем своих затрат на содержание АЗС, транспортными и эксплуатационными расходами, а также уровнем заработной платы работников и других расходов, связанных с  данной хозяйственной деятельностью. Также на рост цен влияет и ряд других факторов - это рост мировых цен, рост отраслевых издержек. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого литра автомобильного топлива составляет около 60 %.           На протяжении последних лет кратно увеличивались акцизы на автомобильное топливо.

            Дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в 2013 – 2014 годах  Еврейским УФАС России не возбуждались.

            Между тем, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства (в т.ч. в части установления монопольно высоких цен на ГСМ, изъятие товара из обращения, навязывание покупателям условий договора, невыгодных для него и не соответствующих требованиям действующего законодательства, не обоснованное сокращение или прекращение продажи нефтепродуктов и др.) потребители имеют возможность обратиться в Еврейское УФАС России  с соответствующим заявлением на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на данном рынке. Это такие организации как ОАО «Хабаровскнефтепродукт», ООО «РН-Востокнефтепродукт», ООО «Амурнефтепродукт», ООО «Амур-ДВ» (Биробиджанский район), ООО «Ресурс» (г. Биробиджан), ООО «Станица» (Ленинский район).

            Также, антимонопольным законодательством запрещены согласованные действия и заключение соглашений, которые могут  привести к установлению цен на товар, разделу рынка нефтепродуктов, сокращению или прекращению продажи товара, отказу от заключения договоров с отдельными продавцами или покупателями.

            Следует обратить внимание заявителей на то, что согласно части 1 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции» заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление (наименование, адрес);

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

 К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены (часть 2 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»).