Андрей Цыганов: ФАС России унифицирует принципы тарифного регулирования

На региональном семинаре-совещании в г. Оренбург антимонопольное ведомство представило новую концепцию стимулирующего тарифного регулирования

25 мая 2017 года в Оренбурге стартовал семинар-совещание на тему «Практика применения антимонопольного законодательства. Антимонопольное и региональное тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Правоприменительная и судебная практика». В мероприятии приняло участие более 170 представителей антимонопольных органов России, судебной и исполнительной власти.

Семинар открыли заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов и губернатор Оренбургской области Юрий Берг.

В своем докладе замглавы ФАС отметил, что отечественное антимонопольное законодательство соответствует лучшим мировым практикам.

«ФАС России имеет колоссальный опыт правоприменения. В 2016 году мы возбудили более 9 тысяч дел по нарушениям Закона о защите конкуренции, рассмотрели около 60 тысяч жалоб по признакам нарушений в сфере государственных закупок. И это лишь часть нашей работы, потому что в сферу нашего контроля входит Закон о торговле, вопросы, связанные с рекламой и недобросовестной конкуренцией, - продолжил Андрей Цыганов. – Два года назад Президент Российской Федерации принял решение о передаче в ФАС России полномочий в сфере государственного оборонного заказа и тарифного регулирования».

«При всем многообразии наших функций, основная цель деятельности ФАС России – это развитие конкуренции. И здесь возникает самая главная проблема: при хорошем законодательстве и эффективной правоприменительной практике конкуренция не очень хорошо развита, - посетовал замруководителя службы. – Решением этой проблемы станет привлечение всех федеральных и региональных органов власти к развитию конкуренции. Чтобы вовлечь их в реализацию этого процесса мы разработали проект Национального плана развития конкуренции, который практически прошел все стадии согласования. Мы надеемся, что в ближайшее время он будет принят. Уже действует региональный Стандарт развития конкуренции».

Также Андрей Цыганов отметил, что по итогам Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, который ФАС России представила в Правительство РФ осенью прошлого года, отраслевым министерствам было дано поручение подготовить «дорожные карты» по развитию конкуренции.

«Сейчас уже утверждены такие документы на рынке финансовых услуг и в сфере труда. Мы примем все меры, чтобы подобные документы не стали формальными, и их реализация привела к положительным последствиям для конкуренции», - сообщил замглавы антимонопольной службы.

«Одной из тем нашего мероприятия станет обсуждение лучших практик внедрения Стандарта развития конкуренции в регионах. Это очень важный документ. Государственные структуры совместно с гражданами и предпринимательским сообществом ставят и решают различного рода задачи по развитию конкуренции на региональных рынках», - подчеркнул Андрей Цыганов.

Во второй части своего доклада он затронул тему тарифного регулирования. «ФАС России провела контрольные мероприятия в субъектах Российской Федерации и выявила множество нарушений при установлении тарифов. В частности, мы обнаружили значительную разницу в тарифах, где регионы являются соседними или находятся в сопоставимых условиях. В связи с этим главная задача на 2017 год для антимонопольной службы – завершить разработку над проектом Федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов)». Он позволит определить унифицированные подходы к тарифному регулированию и закрепить правила установления тарифов, контроля их применения и разрешения споров. По мнению антимонопольного ведомства, такой документ обеспечит более высокий уровень гарантий прав потребителей и регулируемых организаций, исключив существующие пробелы», - заключил Андрей Цыганов.

Тему тарифного регулирования продолжила начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина. Она указала, что потребители должны стать активными участниками установления тарифов, что позволит придать тарифному регулированию состязательный и стимулирующий характер. Юлия Юдина также рассказала участникам мероприятия, что процедура установления тарифов должна быть информатизирована. По ее словам, тарифная заявка должна публиковаться в информационной системе и подлежать экспертной оценке регулятора. Благодаря этим действиям появятся новые контролеры – потребители, в т.ч. и граждане, и средства массовой информации, и общественные организации, которые могут детально рассмотреть статьи расходов естественных монополий и задать им вопросы об эффективности использования финансовых средств для осуществления своей деятельности. 

«Правила установления тарифов должны стать ясными и понятными, в первую очередь, для наших граждан, чтобы повысить у них доверие к сфере ЖКХ», - добавила Юлия Юдина.

Артем Молчанов, начальник Правового управления ФАС России, подробно остановился на произошедших и будущих изменениях в антимонопольном законодательстве. Он напомнил основные положения «четвертого антимонопольного пакета» и привел статистику его применения.        

Заместитель начальника Управления регулирования в сфере ЖКХ Александр Федяков рассказал о принятых постановлениях Правительства Российской Федерации, которые подразумевают реализацию принципа «тариф в обмен на инвестиции». Так, весной этого года был принят документ, позволяющий не учитывать расчетную предпринимательскую прибыль в тарифах ГУПов и МУПов, что позволит снижать тарифы для потребителей.

Также в рамках регионального семинара-совещания замглавы антимонопольного ведомства Андрей Цыганов за особые заслуги в развитии конкуренции вручил руководителю Оренбургского УФАС России Владимиру Окшину ведомственную награду – Почетную грамоту ФАС России.

Информация взята с сайта ФАС России