Ситуация с навязыванием допуслуг при оформлении ОСАГО в ЕАО оказалась "в ступоре"

Почти пять месяцев наркорр и ИА EAOmedia не могут получить разъяснение прокуратуры по обращениям, связанным с этим (ФОТО/ВИДЕО)

Биробиджан, 16 октября, EAOmedia. Ситуация, в которой оказались многие автомобилисты из ЕАО при попытке заключить договор об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в компании "Росгосстрах" и других, когда владельцам транспортных средств откровенно навязывали дополнительные услуги страхования, зашла в тупик. Заявление народного корреспондента информагентства и обращение ИА ЕАОmedia в прокуратуру поступили еще в конце апреля-начале мая этого года, то есть прошло почти пять месяцев. При этом страховщики продолжают отказывать автовладельцам в оформлении полиса ОСАГО, без "добровольного" страхования жизни и имущества либо заявляют об отсутствии бланков, сообщает корр. ИА ЕАОmedia.

Как рассказал старший помощник прокурора Еврейской автономной области Алексей Петришин, проверка по факту обращения в прокуратуру автовладельца из Смидовичского района ЕАО Павла завершена. 

Алексей Петришин
Алексей Петришин, старший помощник прокурора ЕАО
Автор фото: Прокуратура ЕАО

Проверка проводилась городской прокуратурой. Сейчас специалисты, которые этим занимались, готовят ответ для дачи заявителю. 

Напомним, заметку о том, что деятельность компании "Росгосстрах" проверит прокуратура ЕАО ИА ЕАОmedia опубликовало еще в апреле 2014 года. Поводом для этого послужило заявление народного корреспондента информагентства – жителя Смидовичского района ЕАО Павла, в котором он просил ведомство разобраться в ситуации с навязыванием услуг автовладельцам при заключении договора ОСАГО в этой страховой компании.

Как оказалось, автомобилист не смог получить заветную страховку на авто пока не дал "добровольное" согласие на дополнительное страхование своей жизни. А когда попытался вернуть назад свои деньги, написав заявление об отказе от этих услуг, получил от руководства компании ответ, в котором говорилось, что ему могут выплатить лишь часть средств, так как клиент лично поставил подпись в документе.

"Росгосстрах" отказал в возрате денег за ненужные услуги страхования жизни и здоровья, Фото с места события из других источников
Автор фото: Наркорр ИА ЕАОmedia
"Росгосстрах" отказал в возрате денег за ненужные услуги страхования жизни и здоровья, Фото с места события из других источников

Недовольный таким "навязчивым сервисом" наркорр Павел сначала обратился в УФАС по ЕАО, куда кроме письменного ответа Биробиджанского филиала "Росггосстраха" предоставил еще и видеозапись того, как страховой агент этой компании отказывает автовладельцу в заключении полиса ОСАГА, если тот не согласится на предоставление ненужных ему дополнительных услуг страхования жизни. (Видеозапись есть в в конце этого материала - прим.редакции).

Тогда руководитель областного управления Федеральной антимонопольной службы Андрей Лунёв сообщил,

что ведомство сможет провести по факту этого обращения проверку, если у заявителя есть необходимая доказательная база. Таковой является письменный отказ "Росгосстараха" в заключении договора ОСАГО. А вот видеозапись в качестве доказательства не подходит, так как подтвердить его достоверность очень сложно.

Такая сложная ситуация сложилась не только в ЕАО, но и в других регионах России. Как сообщает газета "Коммерсант", в Челябинской области УФАС, в которое в которое обратились с заявлениями уже около 180-ти автовладельцев, подозревает сразу 20 компаний-страховщиков в сговоре. В качестве доказательства, помимо слов пострадавших, используются видеозаписи (на них видно, что клиентам не продавали полисы ОСАГО без заключения дополнительных договоров страхования) и анкеты заявителей, где значилось, что они получали полисы ОСАГО лишь при заключении дополнительных договоров страхования. Однако представители страховых компаний уверяют, что данные видеозаписи не могут быть доказательством вины.

По словам начальника управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО Андрея Лунёва, чтобы ведомство могло применить в качестве доказательства видеозапись, необходимо, чтобы прибор был зарегистрирован. К тому же должны проводиться оперативно-розыскные мероприятия, на что у УФАС нет санкций.

Андрей Лунёв
Андрей Лунёв, руководитель Еврейского УФАС России
Автор фото: Леонид Якимов

Если видео получено из источников правоохранительных органов, то мы можем принять его в качестве доказательной базы. Если такой базы у нас нет, мы не имеем права говорить о признаках нарушения.

Во-первых, всем, кто к нам обращается, мы советуем писать в страховые компании заявления о заключении договора ОСАГО. И если страховщик в письменном виде откажет клиенту или выставит дополнительные условия, это будет являться доказательством, которое мы можем "пришить" к делу и включиться в работу. Если УФАС начнет проводить проверку в случае отсутствия таких материалов, то СУ СК обжалует наши действия в суде, так как оснований делать выводы о злоупотреблении страховщиком полномочиями у нас нет.

Во-вторых,

чтобы признать страховую компанию нарувшей законодательство, необходимо признать факт их доминирования на рынке страховых услуг на территории города или области (35% и более),

потому что УФАС является службой, которая контролирует деятельность естественных монополий. Мы действуем в рамках правового поля, предопределенного законодательством. На сегодняшний день ни по одному факту обращений в УФАС по ЕАО клиентов страховых компаний, доказательной базы ни в письменном виде, ни видео или аудио не получили от заявителей.

Тем временем с 1 октября вступили в силу новые поправки в закон об ОСАГО. Теперь страховая сумма увеличена почти в три раза – со 120-160-ти тысяч рублей до 400 тысяч каждому пострадавшему в ДТП автомобилю. С 11 октября увеличилась и стоимость полиса. Произошло увеличение базового тарифа с 2,44 тысячи рублей до 2,574 тысячи рублей.
Подробнее: http://eaomedia.ru/news/eao/16.10.2014/393870/situatsiya-s-navyazivaniem-dopuslug-pri-oformlenii-osago-v-eao-okazalas-v-s.html