Надзорные органы ЕАО пока не могут справиться с навязыванием допуслуг при оформлении ОСАГО

Надзорные органы ЕАО пока не могут справиться с навязыванием допуслуг при оформлении ОСАГО

Решить проблему могут сами автовладельцы, направляя письменные обращения в страховые компании о заключении договора автогражданки, уверен глава областного УФАС

Биробиджан, 20 октября, EAOmedia. Федеральная антимонопольная служба и прокуратура ЕАО до сих не могут решить актуальную для большинства автомобилистов проблему с навязыванием дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО, когда вместе с полисом автогражданки страховщики предлагают клиенту "добровольно" приобрести ненужные им продукты, такие как страхование жизни, здоровья или имущества. Чтобы избежать подобных случаев глава областного управления антимонопольной службы (УФАС по ЕАО) Андрей Лунев рекомендует владельцам транспортных средств направлять письменные заявления в страховые компании о заключении договора ОСАГО, а при получении подтверждения отказа, обращаться в контролирующие органы, сообщает корр. ИА ЕАОmedia.

В редакцию информагентства обратился народный корреспондент из Биробиджана Игорь, который также, как и многие другие, пытался заключить договор ОСАГО в страховых компаниях.

"Вожу машину уже не один десяток лет, но такого беспредела, как сейчас, еще не видел никогда. Начал следить за историей наркорра Павла из п.Смидович, который рассказал о своих мытарствах и попытках застраховать свою машину в компании "Росгосстрах". Как я понял, ситуация печальная и бесперспективная, доказать и наказать страховщиков за их противозаконные действия практически невозможно? У самого через месяц заканчивается страховка, поэтому прошелся по нескольким компаниям. В двух мне сказали, что бланков нет, в остальных – предложили к полису ОСАГО купить страховку жизни и здоровья. Хотелось бы услышать совет компетентных органов о том, как же не тратить лишних денег, а ОСАГО при этом получить?" - спрашивает биробиджанец Игорь.

Напомним, весной в редакцию информагентства обратились сразу несколько народных корреспондентов, которые столкнулись со слишком "навязчивым сервисом" в страховых компаниях Биробиджана и ЕАО. 

Всем им агенты предлагали приобрести полис обязательной автогражданской ответственности (ОСАГО) только  в "комплекте" с дополнительными услугами – страхованием жизни, здоровья и имущества, иначе автовладельцам просто отказывали в оформлении автогражданки.

Один из наркорров – житель Смидовичского района Павел, который даже записал видео того, 

как страховой агент навязывает ему ненужные услуги, обратился с жалобами в УФАС по ЕАО и прокуратуру. Однако прокуратура перенаправила заявление Павла в УФАС, где мужчине объяснили, что видео доказательством нарушения со стороны компании-страховщика не является. Для инициировании проверки контролирующему органу необходимо наличие письменного отказа страховой компании владельцу транспортного средства в заключении договора ОСАГО.

За комментариями ИА ЕАОmedia обратилось в УФАС по ЕАО. По словам его руководителя Андрея Лунёва, с начала года в ведомство обратились девять автовладельцев с жалобами на действия страховщиков. Однако, установить и доказать, что страховые агенты нарушали законодательство ведомству не удалось.

Андрей Лунёв
Андрей Лунёв, руководитель Еврейского УФАС России
Автор фото: Леонид Якимов

Дело в том, что мы можем принять видео в качестве доказательной базы, если оно получено из источников правоохранительных органов. Если такой базы у нас нет, мы не имеем права говорить о признаках нарушения. Доказательством злоупотребления страховщиком своих полномочий в этом случае может являться письменный отказавтовладельцу в заключении договора ОСАГО.

Поэтому, во-первых, всем, кто к нам обращается, мы советуем писать в страховые компании заявления о заключении договора ОСАГО. По закону, автовладелец может обратиться к страховщикам за месяц до окончания срока действия ранее заключенного договора об автогражданской ответственности.

И если страховщик в письменном виде откажет клиенту или выставит дополнительные условия, это будет являться доказательством, которое мы можем "пришить" к делу и включиться в работу.

(Согласно закону, договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается. Отказ не допускается – прим.редакции)

Если УФАС начнет проводить проверку в случае отсутствия таких материалов, то СУ СК обжалует наши действия в суде, так как оснований делать выводы о злоупотреблении страховщиком полномочиями у нас нет.

Во-вторых, чтобы признать страховую компанию нарушевшей законодательство, специалистам УФАС по ЕАО необходимо признать факт их доминирования на рынке страховых услуг на территории города или области (35% и более), потому что УФАС является службой, которая контролирует деятельность естественных монополий. Мы действуем в рамках правового поля, предопределенного законодательством. 

На сегодняшний день ни по одному факту обращений в УФАС по ЕАО клиентов страховых компаний, доказательной базы ни в письменном виде, ни видео или аудио не получили от заявителей.

В случае, если клиент считает, что страховщик неправомерно отказал в заключении соглашения об автогражданской ответственности, необходимо получить документальное подтверждение этого факта. Уже имея его на руках, следует направить жалобу на действия страховщика, не только в УФАС, Роспотребнадзор или прокуратуру, а в первую очередь, в Центробанк (его филиал есть в Биробиджане), так как он является организацией, контролирующей и регулирующей деятельность страховых компаний. (На сайте Центробанка РФ также есть информация о действиях в случае отказа в заключении договора ОСАГО – прим.редакции).

Напомним, согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственностьв виде штрафа в размере 50-ти тысяч рублей, наложенный на должностное лицо, совершившее правонарушение.