Решение по делу 7/04-р в отношении ОАО "Тихоокеанский Внешторгбанк"

Номер дела: 7/04-р
Дата публикации: 27 ноября 2013, 10:08

РЕШЕНИЕ

 

27 ноября 2013 г.                                                                                    г. Биробиджан

 

Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель  Комиссии:

ФИО  – заместитель руководителя  - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Члены Комиссии:

ФИО  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

ФИО – специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – управляющий операционным офисом «Биробиджанский» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» ФИО  (доверенность № 296 от 22 ноября 2013 года),

 

рассмотрев материалы дела № 7/04-р по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе кредита «Осенний марафон» информации об условиях кредитного договора, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России  в период с 16 по 30 сентября 2013 года отслежена  реклама (хронометраж 15 секунд) кредита «Осенний марафон» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Россия 1» в г. Биробиджане, в которой содержалась:

- звуковая информация:

«Новый рекорд от Тихоокеанского Внешторбанка.  Два с половиной миллиона рублей за тринадцать с половиной процентов годовых. С 1 сентября по 31 октября приходи в любое отделение банка и возьми свой выгодный кредит.  Вместе весело шагать!»

            - визуальная информация:

крупным шрифтом: «Тихоокеанский внешторгбанк. Рекордно низкая ставка. 13,5%, «Осенний марафон», Снижение ставки по потребительскому кредитованию с 1.09.2013 по 31.10.2013. Вместе весело шагать».

мелким шрифтом: «процентная ставка 13,5% годовых действует при условии оформления кредита (доступные наличные) на срок 3 месяца на сумму от 20000 до 250000 рублей физическим лицам, работающим в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Под положительной кредитной историей понимается кредитная история заемщика в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» за последние пять лет при расчете следующих показателей: отношения (деления) общего количества просроченных платежей к общему периоду кредитования (в месяцах) с конечным результатом не более 0,1. Комиссия за подключение к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика составляет 3% от суммы кредита. При отказе клиента от подключения к программе страхования процентная ставка по кредиту повышается на 7%. При наличии залогового обеспечения обязательно страхование залога на залоговую стоимость на срок действия кредитного договора. Подробную информацию об условиях акции вы можете узнать у специалиста ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк» или на сайте банка: www.tvtb.ru».

            В процессе служебного расследования было установлено, что на распространение данной рекламы имеется Договор от 18.02.2013 № 48 и Заявка № 5 от 30.08.2013, в соответствии с которыми ООО «ПРО-Медиа» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Октябрьская, д. 15, оф. 118) оказывает услуги по размещению рекламных материалов ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  с 16 по 30 сентября 2013 года.

 

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе  «Осенний марафон» ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк»  указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 13,5 % годовых. Вместе с тем,  указанную процентную ставку можно получить, только на три месяца и только если в акции принимают участие клиенты, работающие в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» и при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Также, если клиент отказывается от подключения к программе страхования, процентная ставка по кредиту повышается на 7 %.

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 13,5% годовых, однако данный процент можно получить лишь в первые 3 месяца, при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории и при подключении к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика.

То есть, формально в рекламе присутствуют сведения об условиях кредита, но форма предоставления их такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Таким образом, реклама кредита ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» распространялась с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5,  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  (юридический адрес: АДРЕС, председатель правления ФИО) определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Данный факт подтверждается письмом ООО «ПРО-Медиа» (вх. 01/4-1570 от 07.10.2013), Договором № 48 от 18.02.2013, медиапланом на размещение рекламы, Заявкой № 5 от 30.08.2013.

 

До заседания комиссии ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» представлены документы: Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 16531 от 07.11.2013 г.; Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 12.05.1994 г.; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 14.08.2002 г.;  Договор № 48 от 18.02.2013 г., заключенный с ООО «ПРО-Медиа» на размещение рекламы, рекламный ролик, согласованный с рекламораспространителем.

 

В заседании комиссии представитель ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» заявила, что договор на размещение рекламного ролика заключен Председателем Правления ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Считает, что в рекламе указаны все условия кредитного договора. Шрифт, которым выполнена реклама, позволяет прочитать условия кредита «Осенний марафон».

 

Доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» не принимаются по следующим основаниям.

Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время (14 секунд), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Между тем, существенное условие, влияющее на стоимость кредита (процентная ставка 13,5% годовых) может быть получено заемщиком лишь при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории, подключения к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика и только на 3 месяца.

Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и звуковой информации о сумме  кредита, указанная мелким шрифтом информация об остальных условиях кредита и форма предоставления сведений таковы, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  

Отсутствие в рекламе информации, об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и на фактическую стоимость кредита для заемщика ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора, договора займа), что является нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в обществе, формируется из тех выплат, которые осуществит заемщик по договору займа в течении срока, на который выдан заем, исходя из суммы займа. Стоимость займа (кредита) складывается из суммы заемных средств, процентной ставки, срока погашения займа (кредита), платы за его досрочное возвращение и иных условий, прямо предусмотренных в договоре между сторонами.

            Таким образом, указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно изменить стоимость займа (кредита) и повлиять на сумму расходов заемщика.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»,  руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу «Осенний марафон»,  распространяемую  с 16 по 30 сентября 2013 года на канале «Россия 1» г. Биробиджане ненадлежащей.

2. Признать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» нарушившим часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе в связи с прекращением нарушения до рассмотрения дела.

4. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  ЕАО в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

                                       

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     ФИО                                                                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                        ФИО

                                                                                                             

                                                                                                              ФИО

 

stdClass Object ( [vid] => 6812 [uid] => 5 [title] => Решение по делу 7/04-р в отношении ОАО "Тихоокеанский Внешторгбанк" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6807 [type] => solution [language] => ru [created] => 1385593969 [changed] => 1385593969 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1385593969 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

27 ноября 2013 г.                                                                                    г. Биробиджан

 

Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель  Комиссии:

ФИО  – заместитель руководителя  - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Члены Комиссии:

ФИО  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

ФИО – специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – управляющий операционным офисом «Биробиджанский» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» ФИО  (доверенность № 296 от 22 ноября 2013 года),

 

рассмотрев материалы дела № 7/04-р по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе кредита «Осенний марафон» информации об условиях кредитного договора, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России  в период с 16 по 30 сентября 2013 года отслежена  реклама (хронометраж 15 секунд) кредита «Осенний марафон» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Россия 1» в г. Биробиджане, в которой содержалась:

- звуковая информация:

«Новый рекорд от Тихоокеанского Внешторбанка.  Два с половиной миллиона рублей за тринадцать с половиной процентов годовых. С 1 сентября по 31 октября приходи в любое отделение банка и возьми свой выгодный кредит.  Вместе весело шагать!»

            - визуальная информация:

крупным шрифтом: «Тихоокеанский внешторгбанк. Рекордно низкая ставка. 13,5%, «Осенний марафон», Снижение ставки по потребительскому кредитованию с 1.09.2013 по 31.10.2013. Вместе весело шагать».

мелким шрифтом: «процентная ставка 13,5% годовых действует при условии оформления кредита (доступные наличные) на срок 3 месяца на сумму от 20000 до 250000 рублей физическим лицам, работающим в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Под положительной кредитной историей понимается кредитная история заемщика в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» за последние пять лет при расчете следующих показателей: отношения (деления) общего количества просроченных платежей к общему периоду кредитования (в месяцах) с конечным результатом не более 0,1. Комиссия за подключение к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика составляет 3% от суммы кредита. При отказе клиента от подключения к программе страхования процентная ставка по кредиту повышается на 7%. При наличии залогового обеспечения обязательно страхование залога на залоговую стоимость на срок действия кредитного договора. Подробную информацию об условиях акции вы можете узнать у специалиста ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк» или на сайте банка: www.tvtb.ru».

            В процессе служебного расследования было установлено, что на распространение данной рекламы имеется Договор от 18.02.2013 № 48 и Заявка № 5 от 30.08.2013, в соответствии с которыми ООО «ПРО-Медиа» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Октябрьская, д. 15, оф. 118) оказывает услуги по размещению рекламных материалов ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  с 16 по 30 сентября 2013 года.

 

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе  «Осенний марафон» ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк»  указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 13,5 % годовых. Вместе с тем,  указанную процентную ставку можно получить, только на три месяца и только если в акции принимают участие клиенты, работающие в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» и при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Также, если клиент отказывается от подключения к программе страхования, процентная ставка по кредиту повышается на 7 %.

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 13,5% годовых, однако данный процент можно получить лишь в первые 3 месяца, при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории и при подключении к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика.

То есть, формально в рекламе присутствуют сведения об условиях кредита, но форма предоставления их такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Таким образом, реклама кредита ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» распространялась с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5,  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  (юридический адрес: АДРЕС, председатель правления ФИО) определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Данный факт подтверждается письмом ООО «ПРО-Медиа» (вх. 01/4-1570 от 07.10.2013), Договором № 48 от 18.02.2013, медиапланом на размещение рекламы, Заявкой № 5 от 30.08.2013.

 

До заседания комиссии ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» представлены документы: Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 16531 от 07.11.2013 г.; Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 12.05.1994 г.; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 14.08.2002 г.;  Договор № 48 от 18.02.2013 г., заключенный с ООО «ПРО-Медиа» на размещение рекламы, рекламный ролик, согласованный с рекламораспространителем.

 

В заседании комиссии представитель ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» заявила, что договор на размещение рекламного ролика заключен Председателем Правления ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Считает, что в рекламе указаны все условия кредитного договора. Шрифт, которым выполнена реклама, позволяет прочитать условия кредита «Осенний марафон».

 

Доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» не принимаются по следующим основаниям.

Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время (14 секунд), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Между тем, существенное условие, влияющее на стоимость кредита (процентная ставка 13,5% годовых) может быть получено заемщиком лишь при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории, подключения к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика и только на 3 месяца.

Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и звуковой информации о сумме  кредита, указанная мелким шрифтом информация об остальных условиях кредита и форма предоставления сведений таковы, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  

Отсутствие в рекламе информации, об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и на фактическую стоимость кредита для заемщика ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора, договора займа), что является нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в обществе, формируется из тех выплат, которые осуществит заемщик по договору займа в течении срока, на который выдан заем, исходя из суммы займа. Стоимость займа (кредита) складывается из суммы заемных средств, процентной ставки, срока погашения займа (кредита), платы за его досрочное возвращение и иных условий, прямо предусмотренных в договоре между сторонами.

            Таким образом, указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно изменить стоимость займа (кредита) и повлиять на сумму расходов заемщика.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»,  руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу «Осенний марафон»,  распространяемую  с 16 по 30 сентября 2013 года на канале «Россия 1» г. Биробиджане ненадлежащей.

2. Признать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» нарушившим часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе в связи с прекращением нарушения до рассмотрения дела.

4. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  ЕАО в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

                                       

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     ФИО                                                                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                        ФИО

                                                                                                             

                                                                                                              ФИО

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

27 ноября 2013 г.                                                                                    г. Биробиджан

 

Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель  Комиссии:

ФИО  – заместитель руководителя  - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Члены Комиссии:

ФИО  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

ФИО – специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – управляющий операционным офисом «Биробиджанский» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» ФИО  (доверенность № 296 от 22 ноября 2013 года),

 

рассмотрев материалы дела № 7/04-р по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе кредита «Осенний марафон» информации об условиях кредитного договора, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России  в период с 16 по 30 сентября 2013 года отслежена  реклама (хронометраж 15 секунд) кредита «Осенний марафон» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Россия 1» в г. Биробиджане, в которой содержалась:

- звуковая информация:

«Новый рекорд от Тихоокеанского Внешторбанка.  Два с половиной миллиона рублей за тринадцать с половиной процентов годовых. С 1 сентября по 31 октября приходи в любое отделение банка и возьми свой выгодный кредит.  Вместе весело шагать!»

            - визуальная информация:

крупным шрифтом: «Тихоокеанский внешторгбанк. Рекордно низкая ставка. 13,5%, «Осенний марафон», Снижение ставки по потребительскому кредитованию с 1.09.2013 по 31.10.2013. Вместе весело шагать».

мелким шрифтом: «процентная ставка 13,5% годовых действует при условии оформления кредита (доступные наличные) на срок 3 месяца на сумму от 20000 до 250000 рублей физическим лицам, работающим в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Под положительной кредитной историей понимается кредитная история заемщика в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» за последние пять лет при расчете следующих показателей: отношения (деления) общего количества просроченных платежей к общему периоду кредитования (в месяцах) с конечным результатом не более 0,1. Комиссия за подключение к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика составляет 3% от суммы кредита. При отказе клиента от подключения к программе страхования процентная ставка по кредиту повышается на 7%. При наличии залогового обеспечения обязательно страхование залога на залоговую стоимость на срок действия кредитного договора. Подробную информацию об условиях акции вы можете узнать у специалиста ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк» или на сайте банка: www.tvtb.ru».

            В процессе служебного расследования было установлено, что на распространение данной рекламы имеется Договор от 18.02.2013 № 48 и Заявка № 5 от 30.08.2013, в соответствии с которыми ООО «ПРО-Медиа» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Октябрьская, д. 15, оф. 118) оказывает услуги по размещению рекламных материалов ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  с 16 по 30 сентября 2013 года.

 

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе  «Осенний марафон» ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк»  указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 13,5 % годовых. Вместе с тем,  указанную процентную ставку можно получить, только на три месяца и только если в акции принимают участие клиенты, работающие в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» и при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Также, если клиент отказывается от подключения к программе страхования, процентная ставка по кредиту повышается на 7 %.

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 13,5% годовых, однако данный процент можно получить лишь в первые 3 месяца, при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории и при подключении к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика.

То есть, формально в рекламе присутствуют сведения об условиях кредита, но форма предоставления их такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Таким образом, реклама кредита ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» распространялась с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5,  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  (юридический адрес: АДРЕС, председатель правления ФИО) определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Данный факт подтверждается письмом ООО «ПРО-Медиа» (вх. 01/4-1570 от 07.10.2013), Договором № 48 от 18.02.2013, медиапланом на размещение рекламы, Заявкой № 5 от 30.08.2013.

 

До заседания комиссии ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» представлены документы: Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 16531 от 07.11.2013 г.; Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 12.05.1994 г.; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 14.08.2002 г.;  Договор № 48 от 18.02.2013 г., заключенный с ООО «ПРО-Медиа» на размещение рекламы, рекламный ролик, согласованный с рекламораспространителем.

 

В заседании комиссии представитель ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» заявила, что договор на размещение рекламного ролика заключен Председателем Правления ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Считает, что в рекламе указаны все условия кредитного договора. Шрифт, которым выполнена реклама, позволяет прочитать условия кредита «Осенний марафон».

 

Доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» не принимаются по следующим основаниям.

Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время (14 секунд), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Между тем, существенное условие, влияющее на стоимость кредита (процентная ставка 13,5% годовых) может быть получено заемщиком лишь при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории, подключения к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика и только на 3 месяца.

Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и звуковой информации о сумме  кредита, указанная мелким шрифтом информация об остальных условиях кредита и форма предоставления сведений таковы, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  

Отсутствие в рекламе информации, об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и на фактическую стоимость кредита для заемщика ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора, договора займа), что является нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в обществе, формируется из тех выплат, которые осуществит заемщик по договору займа в течении срока, на который выдан заем, исходя из суммы займа. Стоимость займа (кредита) складывается из суммы заемных средств, процентной ставки, срока погашения займа (кредита), платы за его досрочное возвращение и иных условий, прямо предусмотренных в договоре между сторонами.

            Таким образом, указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно изменить стоимость займа (кредита) и повлиять на сумму расходов заемщика.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»,  руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу «Осенний марафон»,  распространяемую  с 16 по 30 сентября 2013 года на канале «Россия 1» г. Биробиджане ненадлежащей.

2. Признать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» нарушившим часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе в связи с прекращением нарушения до рассмотрения дела.

4. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  ЕАО в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

                                       

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     ФИО                                                                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                        ФИО

                                                                                                             

                                                                                                              ФИО

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 7/04-р [format] => [safe_value] => 7/04-р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

27 ноября 2013 г.                                                                                    г. Биробиджан

 

Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель  Комиссии:

ФИО  – заместитель руководителя  - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Члены Комиссии:

ФИО  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

ФИО – специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – управляющий операционным офисом «Биробиджанский» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» ФИО  (доверенность № 296 от 22 ноября 2013 года),

 

рассмотрев материалы дела № 7/04-р по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе кредита «Осенний марафон» информации об условиях кредитного договора, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России  в период с 16 по 30 сентября 2013 года отслежена  реклама (хронометраж 15 секунд) кредита «Осенний марафон» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Россия 1» в г. Биробиджане, в которой содержалась:

- звуковая информация:

«Новый рекорд от Тихоокеанского Внешторбанка.  Два с половиной миллиона рублей за тринадцать с половиной процентов годовых. С 1 сентября по 31 октября приходи в любое отделение банка и возьми свой выгодный кредит.  Вместе весело шагать!»

            - визуальная информация:

крупным шрифтом: «Тихоокеанский внешторгбанк. Рекордно низкая ставка. 13,5%, «Осенний марафон», Снижение ставки по потребительскому кредитованию с 1.09.2013 по 31.10.2013. Вместе весело шагать».

мелким шрифтом: «процентная ставка 13,5% годовых действует при условии оформления кредита (доступные наличные) на срок 3 месяца на сумму от 20000 до 250000 рублей физическим лицам, работающим в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Под положительной кредитной историей понимается кредитная история заемщика в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» за последние пять лет при расчете следующих показателей: отношения (деления) общего количества просроченных платежей к общему периоду кредитования (в месяцах) с конечным результатом не более 0,1. Комиссия за подключение к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика составляет 3% от суммы кредита. При отказе клиента от подключения к программе страхования процентная ставка по кредиту повышается на 7%. При наличии залогового обеспечения обязательно страхование залога на залоговую стоимость на срок действия кредитного договора. Подробную информацию об условиях акции вы можете узнать у специалиста ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк» или на сайте банка: www.tvtb.ru».

            В процессе служебного расследования было установлено, что на распространение данной рекламы имеется Договор от 18.02.2013 № 48 и Заявка № 5 от 30.08.2013, в соответствии с которыми ООО «ПРО-Медиа» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Октябрьская, д. 15, оф. 118) оказывает услуги по размещению рекламных материалов ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  с 16 по 30 сентября 2013 года.

 

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе  «Осенний марафон» ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк»  указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 13,5 % годовых. Вместе с тем,  указанную процентную ставку можно получить, только на три месяца и только если в акции принимают участие клиенты, работающие в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» и при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Также, если клиент отказывается от подключения к программе страхования, процентная ставка по кредиту повышается на 7 %.

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 13,5% годовых, однако данный процент можно получить лишь в первые 3 месяца, при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории и при подключении к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика.

То есть, формально в рекламе присутствуют сведения об условиях кредита, но форма предоставления их такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Таким образом, реклама кредита ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» распространялась с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5,  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  (юридический адрес: АДРЕС, председатель правления ФИО) определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Данный факт подтверждается письмом ООО «ПРО-Медиа» (вх. 01/4-1570 от 07.10.2013), Договором № 48 от 18.02.2013, медиапланом на размещение рекламы, Заявкой № 5 от 30.08.2013.

 

До заседания комиссии ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» представлены документы: Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 16531 от 07.11.2013 г.; Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 12.05.1994 г.; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 14.08.2002 г.;  Договор № 48 от 18.02.2013 г., заключенный с ООО «ПРО-Медиа» на размещение рекламы, рекламный ролик, согласованный с рекламораспространителем.

 

В заседании комиссии представитель ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» заявила, что договор на размещение рекламного ролика заключен Председателем Правления ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Считает, что в рекламе указаны все условия кредитного договора. Шрифт, которым выполнена реклама, позволяет прочитать условия кредита «Осенний марафон».

 

Доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» не принимаются по следующим основаниям.

Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время (14 секунд), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Между тем, существенное условие, влияющее на стоимость кредита (процентная ставка 13,5% годовых) может быть получено заемщиком лишь при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории, подключения к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика и только на 3 месяца.

Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и звуковой информации о сумме  кредита, указанная мелким шрифтом информация об остальных условиях кредита и форма предоставления сведений таковы, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  

Отсутствие в рекламе информации, об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и на фактическую стоимость кредита для заемщика ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора, договора займа), что является нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в обществе, формируется из тех выплат, которые осуществит заемщик по договору займа в течении срока, на который выдан заем, исходя из суммы займа. Стоимость займа (кредита) складывается из суммы заемных средств, процентной ставки, срока погашения займа (кредита), платы за его досрочное возвращение и иных условий, прямо предусмотренных в договоре между сторонами.

            Таким образом, указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно изменить стоимость займа (кредита) и повлиять на сумму расходов заемщика.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»,  руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу «Осенний марафон»,  распространяемую  с 16 по 30 сентября 2013 года на канале «Россия 1» г. Биробиджане ненадлежащей.

2. Признать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» нарушившим часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе в связи с прекращением нарушения до рассмотрения дела.

4. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  ЕАО в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

                                       

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     ФИО                                                                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                        ФИО

                                                                                                             

                                                                                                              ФИО

 

[format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

27 ноября 2013 г.                                                                                    г. Биробиджан

 

Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель  Комиссии:

ФИО  – заместитель руководителя  - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Члены Комиссии:

ФИО  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

ФИО – специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – управляющий операционным офисом «Биробиджанский» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» ФИО  (доверенность № 296 от 22 ноября 2013 года),

 

рассмотрев материалы дела № 7/04-р по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе кредита «Осенний марафон» информации об условиях кредитного договора, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России  в период с 16 по 30 сентября 2013 года отслежена  реклама (хронометраж 15 секунд) кредита «Осенний марафон» ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Россия 1» в г. Биробиджане, в которой содержалась:

- звуковая информация:

«Новый рекорд от Тихоокеанского Внешторбанка.  Два с половиной миллиона рублей за тринадцать с половиной процентов годовых. С 1 сентября по 31 октября приходи в любое отделение банка и возьми свой выгодный кредит.  Вместе весело шагать!»

            - визуальная информация:

крупным шрифтом: «Тихоокеанский внешторгбанк. Рекордно низкая ставка. 13,5%, «Осенний марафон», Снижение ставки по потребительскому кредитованию с 1.09.2013 по 31.10.2013. Вместе весело шагать».

мелким шрифтом: «процентная ставка 13,5% годовых действует при условии оформления кредита (доступные наличные) на срок 3 месяца на сумму от 20000 до 250000 рублей физическим лицам, работающим в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Под положительной кредитной историей понимается кредитная история заемщика в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» за последние пять лет при расчете следующих показателей: отношения (деления) общего количества просроченных платежей к общему периоду кредитования (в месяцах) с конечным результатом не более 0,1. Комиссия за подключение к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика составляет 3% от суммы кредита. При отказе клиента от подключения к программе страхования процентная ставка по кредиту повышается на 7%. При наличии залогового обеспечения обязательно страхование залога на залоговую стоимость на срок действия кредитного договора. Подробную информацию об условиях акции вы можете узнать у специалиста ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк» или на сайте банка: www.tvtb.ru».

            В процессе служебного расследования было установлено, что на распространение данной рекламы имеется Договор от 18.02.2013 № 48 и Заявка № 5 от 30.08.2013, в соответствии с которыми ООО «ПРО-Медиа» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Октябрьская, д. 15, оф. 118) оказывает услуги по размещению рекламных материалов ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  с 16 по 30 сентября 2013 года.

 

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе  «Осенний марафон» ОАО  «Тихоокеанский Внешторгбанк»  указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 13,5 % годовых. Вместе с тем,  указанную процентную ставку можно получить, только на три месяца и только если в акции принимают участие клиенты, работающие в организациях, заключивших договор о зарплатном проекте с ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» и при условии наличия у заемщика положительной кредитной истории в ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Также, если клиент отказывается от подключения к программе страхования, процентная ставка по кредиту повышается на 7 %.

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 13,5% годовых, однако данный процент можно получить лишь в первые 3 месяца, при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории и при подключении к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика.

То есть, формально в рекламе присутствуют сведения об условиях кредита, но форма предоставления их такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Таким образом, реклама кредита ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» распространялась с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5,  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»  (юридический адрес: АДРЕС, председатель правления ФИО) определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Данный факт подтверждается письмом ООО «ПРО-Медиа» (вх. 01/4-1570 от 07.10.2013), Договором № 48 от 18.02.2013, медиапланом на размещение рекламы, Заявкой № 5 от 30.08.2013.

 

До заседания комиссии ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» представлены документы: Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 16531 от 07.11.2013 г.; Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 12.05.1994 г.; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 14.08.2002 г.;  Договор № 48 от 18.02.2013 г., заключенный с ООО «ПРО-Медиа» на размещение рекламы, рекламный ролик, согласованный с рекламораспространителем.

 

В заседании комиссии представитель ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» заявила, что договор на размещение рекламного ролика заключен Председателем Правления ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк». Считает, что в рекламе указаны все условия кредитного договора. Шрифт, которым выполнена реклама, позволяет прочитать условия кредита «Осенний марафон».

 

Доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» не принимаются по следующим основаниям.

Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время (14 секунд), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Между тем, существенное условие, влияющее на стоимость кредита (процентная ставка 13,5% годовых) может быть получено заемщиком лишь при условии участия заемщика в зарплатном проекте, наличия положительной кредитной истории, подключения к услуге добровольного страхования жизни и здоровья заемщика и только на 3 месяца.

Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и звуковой информации о сумме  кредита, указанная мелким шрифтом информация об остальных условиях кредита и форма предоставления сведений таковы, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  

Отсутствие в рекламе информации, об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и на фактическую стоимость кредита для заемщика ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора, договора займа), что является нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в обществе, формируется из тех выплат, которые осуществит заемщик по договору займа в течении срока, на который выдан заем, исходя из суммы займа. Стоимость займа (кредита) складывается из суммы заемных средств, процентной ставки, срока погашения займа (кредита), платы за его досрочное возвращение и иных условий, прямо предусмотренных в договоре между сторонами.

            Таким образом, указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно изменить стоимость займа (кредита) и повлиять на сумму расходов заемщика.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»,  руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу «Осенний марафон»,  распространяемую  с 16 по 30 сентября 2013 года на канале «Россия 1» г. Биробиджане ненадлежащей.

2. Признать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» нарушившим часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе в связи с прекращением нарушения до рассмотрения дела.

4. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  ЕАО в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

                                       

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     ФИО                                                                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                        ФИО

                                                                                                             

                                                                                                              ФИО

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-26 23:08:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-26 23:08:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1385593969 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Еврейское УФАС России )