Обзор состояния конкуренции на рынке оптовой реализации соли 2009- 1 полугодие 2010гг.

Аналитический отчёт

 

Обзор состояния конкуренции на рынке оптовой реализации  соли

на территории Еврейской автономной области

 

 

                                                                                                                                               I.       Общие положения

 

По результатам внеплановой выездной проверки, проведённой совместно с прокуратурой города Биробиджана 13.09.2010 года принято решение о проведении анализа состояния конкуренции на рынке оптовой реализации соли пищевой, в целях установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов действующих на данном рынке на территории Еврейской автономной области.

  Настоящий анализ проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

 

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

 

-         материалы контрольного мероприятия (внеплановой выездной проверки), проведенной совместно с прокуратурой города Биробиджана;

-         информация, полученная от Управления потребительского рынка, предпринимательства и внешнеэкономических связей правительства Еврейской автономной области;

-         данные официальной статистической информации (Территориального органа федеральной службы государственной статистики по ЕАО);

-         сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке (продавцы данного товара);

-         государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты;

-         обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган.

 

 

                                  II.       Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Временным интервалом исследования рынка оптовой реализации соли пищевой определён 2009 год – 1 полугодие 2010 года.

Все характеристики товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

                                                                        III.           Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В качестве продуктовых границ товарного рынка рассматривается соль поваренная пищевая.

Соль поваренная пищевая предназначена для приготовления и досаливания пищи, изготовления продуктов питания. Согласно ГОСТ Р 51574-2000 соль изготавливается нескольких сортов – экстра, высший, 1-й,     2-й. По своему физико-химическому составу соль представляет собой хлористый натрий, массовая доля которого  в соли разных сортов колеблется от 97 % (соль второго сорта) до 99,7 % (соль экстра). Все сорта соли по органолептическим показателям отличаются только цветом (белый или серый с оттенками), по остальным органолептическим показателям разные сорта соли не отличаются друг от друга, т.е. являются полностью взаимозаменяемыми по своим потребительским свойствам.

Рассматриваемый товар может обращаться на разных товарных рынках:

- на оптовых рынках, на которых продаются партии товара, преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования; 

- на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.

В настоящем обзоре проводится исследование оптового товарного рынка.

Код в общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) - 14.40.10 Соль и хлорид натрия чистый.

Эта  группировка включает в себя:

·                           соль поваренную, добытую или полученную любым способом, в том числе выпариванием насыщенного соляного раствора, морской воды и т.п.воду морскую, рассол и другие соляные растворы;

·                           соль йодированную, фосфатированную и т.п., соль с добавлением                      агентов, предотвращающих образование комков, пыли;

·                           соль, денатурированную любым способом;

·                           хлорид натрия, получаемый в ходе электролиза или обработки                          некоторых руд.

       Взаимозаменяемых товаров нет.

 

                                                                  IV.           Определение географических границ товарного рынка

 

  В качестве географических границ товарного рынка рассматривается территория Еврейской автономной области. Производителей соли в Еврейской автономной области нет, вся продукция завозится оптовыми организациями и далее реализуется на территории области для последующей продажи в розничную сеть или использования в производстве продуктов питания. Соль является товаром достаточно длительного хранения, возможность перемещения товара имеется.

 

 

                                               V.           Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оптовой реализации соли использовались данные, представленные Управлением потребительского рынка, предпринимательства и внешнеэкономических связей правительства Еврейской автономной области.

Согласно представленным данным, на обследуемом рынке, действуют шесть оптовых организаций, которые ввозят соль в область, закупая её у  дистрибъютеров производителей соли,  а так же крупных поставщиков соли за пределами Еврейской автономной области.

Наиболее крупным поставщиком соли на территорию области, является ООО «РосСоль» (679000, г. Биробиджан). 

Данная организация осуществляет деятельность непосредственно связанную с ввозом и оптовой реализацией соли на  территории ЕАО.

На основании договоров поставки ООО «РосСоль» закупает соль у ООО «Амурсоль (Амурская область, г.Благовещенск) и ООО «Евросервис-плюс» (Пермский край, г.Березняки). Поставка соли пищевой осуществляется в вагонах, железнодорожным транспортом.

Также на оптовом рынке ЕАО действуют пять оптовых организаций, занимающихся мелкооптовой продажей (перепродажей) продуктов питания (в том числе реализация соли) в розничную сеть, а так же предприятиям, использующим данный товар для дальнейшего производства:

 

·   ИП Кочетов П.М. (679017, ЕАО, г.Биробиджан);

·   ИП Хильчук А.В. (679000, ЕАО, г.Биробиджан);

·   ИП Салманов Б.М. (679015, ЕАО, г.Биробиджан);

·   ИП Михеев А.Ю. (679015, ЕАО, г.Биробиджан);

·   ИП Кадыров С.Е. (679000, ЕАО, г.Биробиджан).

 

 

                                 VI.           Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке оптовой реализации соли на территории

Еврейской автономной области

 

По данным Территориального орган Росстата по ЕАО (Еврстата) имеется тенденция  увеличения объемов ввоза соли пищевой на территорию области. В сравнении с  2008  годом объём ввозимой соли в 2009 году возрос на 45% и составил 715 тонн.

В качестве источников расчета объема оптовой продажи соли использовались сведения и данные, представленные хозяйствующими субъектами, реализующие данный товар на территории Еврейской автономной области.

Расчет общего объёма товарной массы в обороте за 2009 год-1 полугодие 2010 года в продуктовых и географических границах, рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов определён по объёму продаж в натуральном и денежном выражении.

 

Общий объем оптовых продаж соли пищевой всех хозяйствующих субъектов действующих на обследуемом рынке Еврейской автономной области за 2009 год -1 полугодие 2010 года составил: в натуральном  выражении -1597,3 тонн, в денежном выражении- 12035,4 тыс.руб.

 

 Объёмы хозяйствующих субъектов действующих на обследуемом рынке представлены в Таблице 1.

Таблица 1

 

Данные по товарообороту оптовой реализации соли пищевой

 

 
 

за 2009 год, 1 полугодие 2010 года на территории  Еврейской автономной области

 

 
  

 

 
       

 

 

№ п/п

Хозяйствующий субъект

Общий товарооборот соли пищевой, тыс.руб.

Общий товарооборот соли пищевой,тонн.

Всего за 2009- 1 пол.2010, тонн

Доля хозяйствующих субъекта в общем товарообороте

 

 

2009

1 полуг. 2010

 

 

Еврейская автономная область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

ООО "РосСоль"

<*>

<*>

<*>

74,2

 

 

2

Индивидуальный предприниматель Кочетов П.М.

<*>

<*>

<*>

<*>

8,0

<*>

 

3

Индивидуальный предприниматель Хильчук А.В.

<*>

<*>

<*>

<*>

1,6

 

 

4

Индивидуальный предприниматель Салманов Б.М.

<*>

<*>

<*>

<*>

7,9

 

 

5

Индивидуальный предприниматель Михеев А.Ю.

<*>

<*>

<*>

<*>

8,2

 

 

 

ИТОГО по ЕАО

<*>

<*>

<*>

<*>

 

 

 
         

 

 

  Согласно проведенного анализа наибольший объём продаж соли пищевой за 2009 год -1 полугодие 2010 года на территории Еврейской автономной области составил у ООО «РосСоль» (679000, г. Биробиджан, ул.Шолом-Алейхема,79-а, оф.10) – <*> тонн на общую сумму <*> тыс. рублей. Доля данного хозсубъекта в  общем объёме продаж на территории ЕАО составила 74,2 %.

 

                                                         VII.      Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются показатели рыночной концентрации:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах)  определённого числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

Коэффициент рыночной  концентрации CR-5

100

Индекс рыночной  концентрации HHI

5708,61

 

                                                              VIII.      Определение барьеров входа на товарный рынок

и оценка состояния конкуренции.

 

Барьеры входа на данный товарный рынок незначительны. К экономическим барьерам можно отнести преимущество крупных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оптовой продажи соли, перед другими участниками рынка, наличие у первых, долгосрочных договоров на поставку соли, а так же постоянных потребителей данного товара.

Административные барьеры - это действующие стандарты и требования, предъявляемые к качеству данного товара.

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих рынок оптовой продажи соли на территории Еврейской автономной области позволяют сделать вывод: рассматриваемый товарный рынок является высококонцентрированным, с достаточно развитой конкуренцией.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой реализации соли можно сделать вывод: ООО «РосСоль» (679000, г. Биробиджан) занимает на данном товарном рынке за 2009 год – 1 полугодие 2010 года долю более 50% и имеет необходимые и достаточные признаки доминирующего положения на соответствующем рынке в географических границах  Еврейской автономной области.

 

 

Руководитель управления                                                                    А.А. Лунёв                                           

 

 

 

 

Кириллова А.И.  8(42622) 2-00-47