Обзор рынка услуг по управлению многоквартирными домами за 2010 год

 

Аналитический отчёт

 

Анализ состояния конкуренции на  рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Биробиджана.

 

                                                                                                                                                      I.    Общие положения.

 

Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области проводит анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами на территории Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке анализа состояния конкурентной среды на рынке  услуг по управлению многоквартирными домами, которые разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026) и в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

В связи с тем, что на территории Еврейской автономной области отсутствуют города с численностью свыше  100 тысяч жителей, анализ рынка услуг по управлению  многоквартирными домами проводится в отношении административного центра Еврейской автономной области – г.Биробиджана (численность населения по состоянию на 1 января 2011 года -75,4 тыс. чел.).

 

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

 

-         информация, полученная от Управления жилищно-коммунального хозяйства МО «Город Биробиджан»;

-         данные официальной статистической информации (территориального органа федеральной службы государственной статистики по ЕАО);

-         сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;

-         законодательные акты, регулирующие деятельность, в сфере услуг по       управлению  многоквартирными домами, государственные стандарты,       технические условия и другие нормативные акты.

 

Цель Анализа:

 

-       оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах;

-       установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г.Биробиджана, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

-       использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

 

                                                II.    Временной интервал исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах.

 

Временной интервал исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы,   определён с 1 января  по 31 декабря 2010 года.

 

                                                                    III.    Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

 

                                                              IV.    Определение географических границ товарного рынка.

 

В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке анализа состояния конкуренции на товарном рынке географическими границами рынка услуг по управлению многоквартирными домами, в связи с отсутствием городов с населением более 100 тысяч жителей на территории ЕАО» определены административные границы города Биробиджана с населением 75,4 тысяч жителей.

 

IV. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

 

 Перечень организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами в г.Биробиджане, составлен согласно данных, представленных  Управлением жилищно-коммунального хозяйства МО «Город Биробиджан».

Информация о составе хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, представлена в Таблице 3.

По состоянию на 01.01.2011 года собственники 154 многоквартирных домов г.Биробиджана реализовали своё право выбора способом управления многоквартирными домами посредством создания 111 товариществ собственников жилья.

Управление 519 многоквартирными домами г.Биробиджана осуществляют три управляющие компании:

-       ОАО « Единый заказчик», ЕАО, г.Биробиджан, ул. Пионерская, 46;

-       ООО Управляющая компания «Рембытстройсервис», ЕАО, г. Биробиджан, ул.Комсомольская,8а;

-       ООО «Стандарт», ЕАО г.Биробиджан, ул. Пионерская, 75, оф.2.

         Непосредственное управление, как способ управления многоквартирными домами, собственниками помещений в многоквартирных домах  г.Биробиджана не выбран.

 

V. Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами  и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Общий объём жилищного фонда многоквартирных  домов  г.Биробиджана в 2010 году составил 1368,4 тыс.кв.м. (673 многоквартирных дома), из них объём жилищного фонда товариществ собственников жилья - 436,7 тыс.кв.м., объём жилищного фонда  управляющих организаций - 931,7 тыс.кв.м. (Таблица 1).

Из числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, на долю ТСЖ приходится 31,9 % общего объёма жилищного фонда, на долю управляющих организаций- 68,1 % (Таблица 2).

Из числа управляющих организаций лидирующее положение по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами занимает ОАО "Единый заказчик" (ЕАО, г.Биробиджан, ул.Пионерская, 46), со смешанной формой собственности и долей участия муниципального образования менее 25%. Объём жилищного фонда, находящегося в управлении данного хозяйствующего субъекта составляет 878 тыс.кв.м. (498 многоквартирных дома)  или 64,2 % от общего объёма жилищного фонда г. Биробиджана.

 

VI. Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

Для определения уровня концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами  использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CRn), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR-3) исследуемого рынка г. Биробиджана  представлены в Таблице .

 

 

Уровень концентрации на рынке  услуг по управлению многоквартирными домами

 

Таблица

 

Индекс рыночной концентрации

Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 

5146,5

Коэффициент рыночной

концентрации (CR-3) , в т.ч.:

 

98,8

ОАО " Единый заказчик"

64,2

ТСЖ

31,9

ООО "Рембытстройсервис"

2,7

 

 

 

VII. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах.

 

Значение коэффициента рыночной концентрации (CR=98,8) и индекса рыночной концентрации (HHI=5146,5) рынка услуг по управлению многоквартирными домами, характеризуют данный товарный рынок, как высококонцентрированный с недостаточно развитой конкуренцией.

 

VIII. Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

В результате проведённого обзора состояния рынка услуг по управлению многоквартирными домами было выявлено, что на данном товарном рынке г. Биробиджана действуют хозяйствующие субъекты выбранные двумя способами управления многоквартирными домами: управление товариществами собственников жилья и управление управляющими организациями.

На долю товариществ собственников жилья приходится 31,9 % жилищного фонда г.Биробиджана с объёмом жилищного фонда в 436,7 тыс.кв.м. и 154  многоквартирным домом.

 Наибольшую долю в общем объёме жилищного фонда г.Биробиджана по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами занимают три управляющие организаций (68,1%) с объём жилищного фонда 931,7 тыс.кв.м. и 519 многоквартирным домом.

Из числа управляющих организаций, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами преимущественная доля жилищного фонда (64,2%) находится в управлении ОАО «Единый заказчик» (ЕАО, г.Биробиджан, ул.Пионерская,46).

ОАО «Единый заказчик» имеет смешанную форму собственности с долей участия муниципального образования менее 25%. Объём жилищного фонда, находящегося в управлении данного хозяйствующего субъекта составляет 878 тыс.кв.м. в 498 многоквартирных домах.

 

Согласно проведённому анализу обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, расчёта показателей характеризующих  уровень концентрации обследуемого рынка, можно сделать заключение, что рассматриваемый рынок  относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

На обследуемом рынке лидирующее положение занимает управляющая организация ОАО «Единый заказчик», которая имеет в своём  управлении наибольшую долю жилищного фонда г.Биробиджана.

         В течении 2010 года конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в г. Биробиджане не проводились.

         Нарушений статей 15,16, и 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче органами местного самоуправления жилищного фонда в управление, а также при проведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами за период проведения анализа рынка, не установлено.

         По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на  рынке услуг по управлению многоквартирными домами в административных границах города Биробиджана Еврейской автономной области за 2008 год,  Приказом Еврейского УФАС России от 07.07.2009г. № 59 ОАО «Единый заказчик» внесено в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

Исполняющая обязанности

руководителя  управления                                                                      Е.Н. Русанова