Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Биробиджан».

Аналитический отчёт

 

Анализ  состояния конкуренции  на рынке услуг

по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Биробиджан».

 

  1. Общие положения

 

Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013 – 2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12, Письма ФАС России № АЦ/11598/13 от 27.03.2013 Еврейское  УФАС России провело обзор состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Биробиджан».

 Настоящий анализ проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, которые разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

 

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

  • информация, полученная от Муниципального образования «Город Биробиджан»  Еврейской автономной области;
  • информация об организациях, имеющих  лицензии на обращение с отходами  I - IV классов опасности;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;
  • законодательные акты, регулирующие деятельность, в сфере услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов:
  • Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах);
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании);
  • Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);
  • Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
  • Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст;
  • «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст ОК 034-2007 (КПЕС 2002).  

 

Цель Анализа:

 

  • оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в городах;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории г.Биробиджана, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов;
  • выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

 

  1.  Временной интервал исследования рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка розничной услуг по транспортировке и размещению, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы определён 2012 год.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктами 3.1,3.4, 3.5 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по транспортировке твёрдых коммунальных отходов и услуг по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом, в подгруппе 90.02 объединены услуги по сбору и обработке прочих отходов (твердых отходов).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, с изменениями, утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст., данная деятельность квалифицированна согласно Раздела О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», код 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов».

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующим анализируемый рынок:

  • услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов;
  • услуги по обработке твердых коммунальных отходов.

 

Учитывая разнонаправленность услуг по транспортировке, размещению и обработке твёрдых коммунальных отходов и связанных с ними этапами технологического цикла отходов, данные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг), так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг).

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Услуги, связанные с обращением с отходами регулируются Федеральным
законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
который определяет правовые основы обращения с отходами производства и
потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов
производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.                                                                                                   

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

В рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

Согласно Закону об отходах производства и потребления обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, где:

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со Стандартом: технологический цикл отходов (ТЦО) – последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов.

Этапы технологического цикла отходов – последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.

Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.

При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.

Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I - IV классов опасности.

Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

Первым подэтапом 9-го этапа является утилизация обезвреженных отходов.

Вторым подэтапом 9-го этапа является их безопасное размещение отходов I-IVклассов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение таких отходов угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

Необходимо отметить, что при проведении анализа рынка услуг по транспортировке и размещению из перечисленных этапов ТЦО рассматриваются: транспортирование и складирование отходов (7-й этап), хранение отходов (8-й этап), избавление от отходов (9-й этап), утилизация обезвреженных отходов (9.1-й этап), безопасное размещение отходов/уничтожение (9.2-й этап).

В договоры включаются как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует).

Транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами, при этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов.

 

Разный предмет договора на этапах движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует), позволяет отнести услуги, предоставляемые на этих этапах к разным товарным рынкам. Услуги по сбору отходов исключаются из анализа.

Также необходимо учесть, что качественные и технические характеристики услуги, в том числе способы транспортировки отходов, методы ликвидации опасных свойств отходов (использование, переработка, захоронение и хранение на полигонах и др.) в значительной степени являются для потенциального потребителя определяющими факторами при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

Для потребителя данной услуги основным фактором является возможность «освободиться» от объемов тех отходов, которые не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот или размещены или уничтожены на объектах потребителя (хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого образовались отходы) и на которые могут быть начислены платежи за их размещение (хранение и захоронение).

Таким образом, рассматриваемые в анализе услуги являются самостоятельным видом экономической деятельности, в связи с этим они не имеют заменителей.

Учитывая вышеизложенное, продуктовыми границами будут являться оказание на возмездной основе услуги по транспортировке, обработке, обезвреживанию твердых коммунальных отходов.

  1.  Определение географических границ товарных рынков.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка услуг предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Еврейской автономной области.

Согласно Методических рекомендаций по подготовке анализа состояния конкуренции на товарном рынке, исследование товарного рынка поводится на территориях административных центров субъектов Российской Федерации с населением более 100 тысяч человек. В связи с отсутствием городов и муниципальных районов с населением более 100 тысяч жителей на территории ЕАО, географические границы предварительно определены как административные границы МО «Город Биробиджан» (население 76,0 тысяч жителей).

В качестве метода определения географических границ товарного рынка был выбран метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

При определении географических границ рынка учитывался характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги). Спрос на услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов являются неперемещаемыми – данные услуги приобретаются там, где потребитель (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения помещения (объект услуг). Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными).

Таким образом, географические границы исследуемого рынка определены как административные границы муниципального образования «Город Биробиджан».

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

          

  В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включались хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципального образования «Город Биробиджан» за 2012 год и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 лицензирование и контроль за осуществлением деятельности в области обращения с отходами осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и её территориальные органы.  На территории Еврейской автономной области это – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО.

Согласно данных Управления Росприроднадзора по ЕАО, на территории города Биробиджана деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV классов опасности оказывает единственная специализированная организация – Общество с ограниченной ответственностью «Спецкомбинат»  (679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Советская, 70-е).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Положением о комитете тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от 26.05.2009 N 169-пп для ООО "Спецкомбинат" утверждён тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в размере 41,6 руб. за 1 куб.м для юридических лиц. Размер тарифа на услуги по транспортировке твёрдых бытовых отходов для юридических лиц установлен обществом в размере 328,4 руб. за 1 куб.м.

Потребителями услуг по сбору и вывозу отходов потребления с жилищного фонда являются организации, независимо от организационно-правовой формы собственности, осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда (управляющие компании, ТСЖ,  ЖСК), которые обязаны организовать сбор и вывоз отходов потребления. Плата за сбор и вывоз отходов потребления входит в состав платы за содержание жилья и взимается с граждан, пользующихся жилыми помещениями.

Кроме того потребителями услуг по сбору и вывозу отходов производства являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе коммерческой деятельности которых образуются отходы производства.

Заказ на услуги по вывозу отходов производства и потребления оформляется в письменной форме, путем составления договора на оказание услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов и услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов.

 

  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих 

субъектов на рынках.

 

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка являлись данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов на территории города Биробиджана.

Для расчета объема оказанных услуг выбраны натуральные (куб.м.) и стоимостные (объем выручки в рублях) показатели  услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в рассматриваемых географических границах за 2012 год.   

В связи с тем, что услуги по сбору и транспортировке бытовых отходов на территории г. Биробиджана оказываются отдельно от услуг по размещению и обезвреживанию бытовых отходам, расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов по указанным услугам  рассчитывался раздельно.

Общий объем оказанных услуг по сбору и транспортировке бытовых отходов на территории г.Биробиджана за 2012 год составил <*> тыс. м3  на общую сумму <*> тыс. руб.

Общий объем оказанных услуг по размещению и обезвреживанию бытовых отходов за 2012 год составил <*>  тыс. м3 на общую сумму <*>  тыс. руб.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, каждого хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка на территории г. Биробиджана.

         В связи с тем, что услуги по транспортировке бытовых отходов и услуги по размещению и обезвреживанию бытовых отходов на территории г.Биробиджана оказывает одна организация ООО "Спецкомбинат", доля данного хозсубъека в границах МО «Город Биробиджан» по указанным услугам составила 100 %.

Информация об объёмах и долях ООО "Спецкомбинат" за 2012 год, выполнивших рассматриваемые услуги, представлена в Приложении Таблица 3,4.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

В связи с тем, что на рынке услуг по транспортировке и размещению твёрдых бытовых отходов действует один хозсубъект - ООО «Спецкомбинат» расчёт показателей, характеризующих уровень концентрации соответствующего рынка не производился.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

         Определение барьеров входа на товарный рынок представляет собой
определение обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. Так как деятельность   на   рынке   услуг   по   сбору   и вывозу отходов производства и потребления связана с наличием и использованием специализированной техники, существуют определённые  административные и экономические ограничения для входа на данный товарный рынок, доступ других хозяйствующих субъектов затруднён, что является основным барьером для развития конкуренции на данном товарном рынке.

         Самым важным барьером можно считать преимущественное положение ООО «Спецкомбинат» - специализированного предприятия, оказывающее услуги по вывозу бытовых отходов на территории МО «Город Биробиджан», доля которого на исследуемом рынке составляет 100%. Данное положение хозяйствующего субъекта вытекает из наличия у общества значительных мощностей и специализированного транспорта, материально-технической базы, для осуществления данной деятельности.

         Для входа новых участников на данный рынок существует необходимость значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости. Требуется получение лицензии на осуществление соответствующей деятельности в соответствии с Законом о лицензировании.       Примером административных барьеров служит процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности. Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

         Сводные результаты оценки состояния конкурентной среды, а также анализ количественных и качественных показателей, характеризуют рассматриваемый рынок на территории города Биробиджана как  высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на рынке услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов можно сделать вывод: ООО "Спецкомбинат" занимает 100 % долю на соответствующем рынке и имеет необходимые и достаточные признаки доминирующего положения на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, в географических границах на территории МО «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.

По итогам проведённого анализа состояния конкуренции Еврейским УФАС России, согласно Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 г. N 896, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6 ООО «Спецкомбинат» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Советская,70-е) будет включён в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по виду деятельности 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов», в географических границах МО «Город Биробиджан».