Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива на территории Еврейской автономной области

 Общие положения.

Во исполнение пункта 1.2 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 – 2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы», Еврейское УФАС России провело обзор состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива на территории Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива», разработанных на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

  • информация, полученная от администраций Муниципальных образований Еврейской автономной области;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на обследуемом товарном рынке (розничные продавцы данного товара) ЕАО;
  • Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;
  • ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);
  • Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 712, от 29.12.2012;
  • государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.

Цель Анализа:

  • оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива на территории Еврейской автономной области;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке дизельного топлива на территории Еврейской автономной области, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.
  • Временной интервал исследования рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования целесообразно изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования на розничном рынке дизельного топлива, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы определён 2016 год.

  • Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.4, 3.5 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятому Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст, розничная торговля моторным топливом отнесена к Разделу  G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», к классу 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», к подклассу 47.3 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах», к виду 47.30.11 «Торговля розничная бензином и дизельным топливом в специализированных магазинах».

Функциональное назначение нефтепродуктов – использование их в качестве моторного топлива.

Цель потребления - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

В связи с особенностями товара (горючесть, взрывоопасность, жидкая форма) покупка его на розничном рынке производится только на специально оборудованных автозаправочных станциях. Отпуск товара производится непосредственно в топливный бак автомобиля или (реже) специальные ёмкости (канистры, др.).

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), установленных в автомобилях. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый, которые устанавливаются заводом изготовителем в процессе сборки машины.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия.

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: "Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...").

Согласно п.3.1 Порядка для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

Вместе с тем, автомобильные бензины и дизельное топливо, с точки зрения потребителя, не являются товарами-заменителями. Дизельный двигатель устанавливается на стадии производства автомобиля (это, как правило, сельскохозяйственный и грузовой транспорт, а также небольшое количество легкового транспорта). Бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Применение автобензина в дизельном двигателе приводит к разрушению двигателя. Замена бензинового двигателя на дизельный технически сложна и затратна.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 «дизельное топливо» и «автомобильные бензины» являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100). 

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при продаже их на АЗС, автомобильные бензины и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами:

Также в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Кроме того, с точки зрения продавца газобаллонное топливо не является взаимозаменяемым по способу хранения и реализации с дизельным топливом.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 00С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 200С и выше (t застывания топлива не выше минус 350С) и минус 300С и выше (t застывания топлива не выше минус 450С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 500С и выше.

Все вышеперечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Брендированные марки дизельного топлива различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar), следует рассматривать как одну товарную группу. 

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля дизельным топливом.

  • Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка услуг предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Еврейской автономной области.

Согласно п. 4.1 Порядка географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории, и отсутствия такой возможности за ее пределами.

В соответствии с п. 4.3 Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются в числе прочих:

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

    -расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

Таким образом, уточнение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов производится путем оценки экономической возможности приобретения нефтепродуктов потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются расстояние (маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

При этом, исходя из низкой эластичности спроса на бензины, следует включать в состав рынка территории, расположенные в пределах одного региона и находящиеся на расстоянии не менее 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен  (менее 10%).

Специфика свойств исследуемого товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени.

При этом АЗС стационарны и строго привязаны к конкретному территориальному местоположению.

Продавцы не могут изменить район продаж в силу привязки места продажи к конкретной территории, а покупатели не могут изменить район покупок в силу отсутствия экономической выгоды.

Таким образом, возможность перемещения товара к покупателю отсутствует, а перемещение покупателя к товару требует дополнительных материальных и временных затрат, вследствие чего продавцы и покупатели товара находятся в границах единого муниципального образования.

Рассматриваемые рынки розничной торговли дизельным топливом относятся к локальным товарным рынкам.

  На основании анализа районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), фактически действующих на рассматриваемом товарном рынке, географические границы каждого товарного рынка розничной торговли дизельным топливом определены административными границами городского округа «Город Биробиджан» и пятью муниципальными районами Еврейской автономной области. Выявление географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов производится с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры Еврейской автономной области, где определяется территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения автотранспорта.

Еврейская автономная область расположена в южной части Дальневосточного федерального округа, общая площадь области составляет 36,3 тыс. кв. км. По её территории проходит федеральная трасса Амур «Чита-Хабаровск», которая пролегает по трём муниципальным районам области (Смидовичскому, Биробиджанскому, Облученскому). Основная доля автозаправочных станций дислоцирована вдоль дорог и автотрасс с большим потоком движения автомобилей. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля.

Анализ районов продаж на территории Еврейской автономной области выявил, что локальные рынки розничной продажи дизельного топлива для конкретного потребителя локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автотранспорта.

Таким образом, учитывая организационно-транспортные схемы и связанные с ними транспортные расходы до АЗС, установленные цены на дизельное топливо, не превышающие 10 % цен на других территориях, минимальное расстояние до областного центра – МО «Город Биробиджан», географические границы локальных товарных рынков определены следующим образом.

  • Городской округ «Город Биробиджан» определен географическими границами административного центра города Биробиджана и точкой продаж «1975-1977 километр» федеральной трассы «Чита-
  • МО «Биробиджанский муниципальный район»;
  • МО "Октябрьский муниципальный район";
  • МО "Облученский муниципальный район";
  • МО "Ленинский муниципальный район";
  • МО "Смидовичский муниципальный район".
  • Определение состава хозяйствующих субъектов,действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Определение хозяйствующих субъектов, действующих на рынках розничной реализации нефтепродуктов на территории Еврейской автономной области, осуществлено согласно данным и сведениям, полученным от органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, осуществляющих розничную и оптовую реализацию нефтепродуктов на территории муниципальных образований ЕАО.

В качестве продавцов на исследуемых рынках выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу дизельного топлива посредством АЗС преимущественно для конечного потребления, в том числе в личных целях. По результатам проведенного анализа на территории Еврейской автономной области деятельность на розничном рынке дизельного топлива с 01.01.2016 по 31.12.2016 год осуществляли 14 хозяйствующих субъектов.

  Крупнейшими из них являются АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт", которые входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) АО «ННК» и ПАО "НК "Роснефть" соответственно.

Розничный рынок автомобильного топлива нефтяных компаний, входящих в ВИНК на территории Еврейской автономной области представлен сетью собственных автозаправочных станций и связанную с ней инфраструктуру.

В связи с отсутствием нефтебаз на территории ЕАО, обеспечение региона автомобильным топливом осуществляется посредством поставки нефтепродуктов из нефтебаз и нефтехранилищ г. Хабаровска. Доставка нефтепродуктов непосредственно до АЗС и оптовых покупателей Еврейской автономной области осуществляется собственными бензовозами обществ.

Реализуемая продукция ООО «РН-Востокнефтепродукт», производится на нефтеперерабатывающем заводе ООО "РН – Комсомольский НПЗ" из давальческой нефти ОАО "НК Роснефть", продукция АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» произведена на АО «ННК-Хабаровский НПЗ" из давальческой нефти ОАО "ННК».

 Кроме этого, розничную продажу нефтепродуктов на территории области осуществляют шесть индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) и шесть Обществ с ограниченной ответственностью, имеющих независимость и не входящих в ВИНК.

Система обеспечения собственных АЗС нефтепродуктами, независимых продавцов, осуществлялась самостоятельными поставками нефтепродуктов из разных регионов Российской Федерации.

За период с 01.01.2016 по 31.12.2016 год в Еврейской автономной области функционировало 41 АЗС, находящихся в собственности продавцов или на праве аренды.

  Состав продавцов, действующих на рынках дизельного топлива на территории ЕАО, представлен в таблице Приложения к аналитическому отчёту.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, приобретающие исследуемый товар для производственных и личных нужд.

Распределение АЗС по муниципальным образованиям Еврейской автономной области представлено ниже в таблице1. 

Таблица 1

№ пп

Наименование района (города)

Общее

коли-

чество              АЗС

ОАО

"Хабаровскнефтепродукт"

ООО "РН-Восток-нефте-продукт"

Прочие хозяйственные общества 

1

МО «Город Биробиджан»

20

5

3

12

2

МО «Биробиджанский муниципальный район»

2

 

 

2

3

МО "Октябрьский муниципальный район"

3

 

 

4

4

МО "Облученский муниципальный район"

6

5

1

 

5

МО "Ленинский муниципальный район"

4

 

 

4

6

МО "Смидовичский муниципальный район"

6

1

1

4

 

 

ВСЕГО:

41

10

5

26

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынках

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

Расчет объема товарного рынка производится в натуральном выражении (литрах) по показателю объема реализации дизельного топлива на АЗС хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах.

Данные об объемах и долях хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках дизельного топлива в определенных географических границах, представлены в таблице Приложения к аналитическому отчету.

Общий объем розничной реализации дизельного товарного рынка Еврейской автономной области за 2016 год составил 20344,4 тыс.л. дизельного топлива.

Наибольший объём продаж за обследуемый период, среди муниципальных районов ЕАО, составил в МО «Город Биробиджан» с объёмом розничной реализации дизельного топлива 7799,2 тыс. л.

Согласно проведённого анализа лидирующее положение по объёмам розничной реализации дизельного топлива за 2016 год на территории ЕАО занимают три хозяйствующих субъекта: ОАО «Хабаровскнефтепродукт», ООО «РН-Востокнефтепродукт», ООО «РесурсНефть».

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Информация об объёмах и долях хозяйствующих субъектов на розничном рынке нефтепродуктов на территории ЕАО представлена в таблице Приложения к аналитическому отчёту.

  • Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR) по розничной реализации дизельного топлива в муниципальных образованиях Еврейской автономной области представлены в таблице 2.

Во всех муниципальных образованиях ЕАО коэффициент рыночной концентрации (CR) по дизельному топливу превышал 80%.

Индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составили более 3000.

Согласно п. 7.2 Порядка, учитывая, что все значения CR и HHI находятся в интервале 70% <= CR <= 100% и 2000 <= HHI <= 10000, уровни рыночной концентрации на розничном рынке дизельного топлива в определенных географических границах высокие.

Высокую степень концентрации товарных рынков розничной реализации дизельного топлива на территории Еврейской автономной области характеризует стабильно-лидирующее положение на протяжении ряда лет одних и тех же хозсубъектов (АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт"), с незначительной тенденцией к снижению концентрации за счет перераспределения их долей на рынке.

Таблица 2

Значения показателей уровней концентрации исследуемых товарных рынков в разрезе муниципальных районов Еврейской автономной области за 2016 год

 

Показатели уровня концентрации

ДТ

МО «Город Биробиджан»

 

CR

87,4

HHI

3512,2

МО «Биробиджанский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

6252,5

МО «Октябрьский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

5412,8

МО «Облученский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

5628,9

МО «Ленинский муниципальный район»

 

CR

100

HHI

3437,6

МО «Смидовичский муниципальный район»

 

CR

 

HHI

5802,6

 
  • Оценка состояния конкурентной среды и определение барьеров

входа на товарный рынок

 

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих розничный рынок дизельного топлива на территории Еврейской автономной области за 2016 год позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемый товарный рынок является высококонцентрированным, с недостаточно развитой конкуренцией.

Лидирующие позиции на исследуемому рынке занимают АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН – Востокнефтепродукт", данные хозяйствующие субъекты, входящие в ВИНК, присутствуют в большинстве муниципальных районов ЕАО.

 

Учитывая, что рыночные доли неинтегрированных хозяйствующих субъектов незначительны, основная конкурентная борьба происходит между структурами, входящими в состав нефтяных компаний.

Неразвитость транспортной инфраструктуры в ряде отдалённых районов области, а также особенности расположения потребителей, низкая плотность населения обусловливают ограниченный спрос, экономическую необоснованность функционирования большого числа хозяйствующих субъектов, что выражается в отсутствии либо крайне малом количестве АЗС. 

К барьерам входа новых участников на рынок розничной реализации дизельного топлива можно отнести следующие ограничения.

Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений: высокая стоимость строительства или покупки нефтехранилищ и АЗС;

 - ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. Серьезной проблемой является нехватка оборотных средств для приобретения нефтепродуктов, поскольку подавляющее большинство поставщиков реализуют топливо на условиях предварительной оплаты, а при реализации возникает проблема задержки оплаты клиентами за поставленное топливо. Кредитные ресурсы, предлагаемые банками, привлекать экономически невыгодно из-за высокого процента, краткосрочности кредита, сложной процедуры получения средств, занижения стоимости залога и т.п., в связи с этим хозяйствующие субъекты вынуждены покупать топливо у ограниченного числа поставщиков, готовых предоставлять товарный кредит (отсрочку платежа), что также влечет дополнительные затраты и сказывается на цене нефтепродуктов в сторону её увеличения;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

 

- транспортные ограничения. На процесс осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на исследуемых рынках большое влияние оказывает слабая развитость транспортной системы в ряде муниципальных районов области, удаленность от районного центра (Октябрьский, Облученский районы), высокие тарифы на перевозку нефтепродуктов. В связи с этим возникают проблемы с оптимальным выбором поставщика и с доставкой топлива, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на ритмичности работы хозяйствующих субъектов региона на исследуемом рынке и удорожании топлива.

 Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов, в том числе:

- лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (АЗС);

- трудности в оформлении разрешительной документации на строительство АЗС, в том числе в части выделения земельных участков;

- высокие ставки арендной платы за земельные участки, на которых располагаются АЗС;

- высокие акцизы на топливо приводят к его существенному удорожанию;

- повышение тарифов естественных монополий, в т.ч. тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом;

- необходимость получения разрешения на строительство АЗС, наличие страховки на АЗС, непрерывное соблюдение правил технической, промышленной, пожарной безопасности эксплуатации пожароопасного объекта.

Преимущественное положение компаний АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт", входящих в состав ВИНК  относительно других потенциальных участников рынка.

 Исторически сложившееся доминирование нефтяных компаний на большинстве локальных розничных рынков нефтепродуктов, а так же наличие собственных нефтеперерабатывающих заводов, развитой сети АЗС и связанную с ней инфраструктуру даёт нефтяным компаниям ряд преимуществ перед независимыми хозсубъектами.

Проводимая в настоящее время ОА "ННК-Хабаровскнефтепродукт"  и ООО "РН – Востокнефтепродукт" активная работа по дальнейшему расширению сети своих автомобильных заправочных станций, а также использование рекламных акций,  системы  бонусов и скидок для своих постоянных клиентов, долговременное сотрудничество с корпоративными и потенциальными клиентами приводит к тому, что данные нефтяные компании по-прежнему остаются лидерами на  рынках нефтепродуктов.

Таким образом, большинство из существующих барьеров входа на исследуемые товарные рынки являются труднопреодолимыми.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы

Результаты проведенного анализа за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 год позволяют сделать вывод о том, что локальные рынки розничной реализации дизельного топлива на территории Еврейской автономной области являются высококонцентрированными и относятся к товарным рынкам с неразвитой конкуренцией.

В ходе проведенного анализа было определено, что в сравнении с 2014 годом не произошло существенных изменений в долях хозяйствующих субъектов, действующих на рынке дизельного топлива ЕАО и его муниципальных районов.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.

Согласно части 2.1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

 

На основании вышеизложенного, в соответствии с проведенным анализом состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива на территории Еврейской автономной области за 2016 год, признаки доминирования имеют два хозяйствующих субъекта:

  1. АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" (ИНН 2700000105, 680030, г.       Хабаровск, ул. Мухина, 22):

 

  • в географических границах – МО «Город Биробиджан», по розничной торговле дизельным топливом, с долей на рынке > 35 %;
  1. ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ИНН 2723049957, 680000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 46):

 

  • в географических границах – МО «Город Биробиджан», по розничной торговле дизельным топливом, с долей на рынке > 35 %;
  • в географических границах – МО «Облученский муниципальный район», по розничной торговле дизельным топливом, с долей на рынке > 50 %;
  • в географических границах – МО «Смидовичский муниципальный район», по розничной торговле дизельным топливом, с долей на рынке > 50 %.