Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области за 2017 год

  • Общие положения.

 

Во исполнение пункта 1.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 – 2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы», Еврейское УФАС России провело обзор состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов», разработанных на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

 

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

  • информация, полученная от администраций Муниципальных образований Еврейской автономной области;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на обследуемом товарном рынке (розничные продавцы данного товара) ЕАО;
  • Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;
  • ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);
  • Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 712, от 29.12.2012;
  • государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.

 Цель Анализа:

 

  • оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

 

  • Временной интервал исследования рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования целесообразно изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования на розничном рынке автомобильных бензинов, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы определён 2017 год.

 

  • Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктами 3.1, 3.4, 3.5 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

Предварительное определение товара - автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятому Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст, розничная торговля моторным топливом отнесена к Разделу  G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», к классу 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», к подклассу 47.3 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах», к виду 47.30.11 «Торговля розничная бензином и дизельным топливом в специализированных магазинах».

Функциональное назначение нефтепродуктов – использование их в качестве моторного топлива.

Цель потребления - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

В связи с особенностями товара (горючесть, взрывоопасность, жидкая форма) покупка его на розничном рынке производится только на специально оборудованных автозаправочных станциях. Отпуск товара производится непосредственно в топливный бак автомобиля или (реже) специальные ёмкости (канистры, др.).

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 712, от 29.12.2012 N 1474  определены следующие понятия:

Бензин - жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием;

Октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы.

Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время сложилась определенная практика позиционирования бензинов при продаже их на АЗС, где выделяют 4 основных вида автомобильных бензинов: АИ-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ РН51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р51866-2002) и др., которые вследствие близости физико-химических и эксплуатационных показателей позиционируются как заменители основных марок бензинов.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.

Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличение детонации может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число (ОЧ), показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с Н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82.

По значению ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

 

- низкооктановые: А-76, АИ-80, Нормаль-80;

- высокооктановые бензины: Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

 

Иные физико-химические и эксплуатирующие показатели внутри групп бензинов различаются незначительно и существенно не влияют на функционирование двигателя.

Согласно п.3.1 Порядка для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), установленных в автомобилях. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый, которые устанавливаются заводом изготовителем в процессе сборки машины.

Автомобильные бензины и дизельное топливо, с точки зрения потребителя, не являются товарами-заменителями. Дизельный двигатель устанавливается на стадии производства автомобиля (это, как правило, сельскохозяйственный и грузовой транспорт, а также небольшое количество легкового транспорта). Замена дизтоплива на бензин невозможна ввиду технологических и физических особенностей дизелей. Применение автобензина в дизельном двигателе приводит к разрушению двигателя. Замена бензинового двигателя на дизельный технически сложна и затратна.

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при продаже их на АЗС, автомобильные бензины марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельное топливо являются не взаимозаменяемыми товарами:

Кроме того, с точки зрения продавца такие нефтепродукты как автомобильные бензины не являются взаимозаменяемыми по способу хранения и реализации с газобаллонным топливом.

Газобаллонное топливо - сжатый и сжиженный природные газы, которые включены в отдельную товарную группу – код 02 7100 7 ОКП «Газ горючий природный и поставляемый в магистральные газопроводы, газ искусственный, конденсат газовый, гелий».

Однако, несмотря на экологические преимущества, более низкую стоимость (по сравнению с бензинами и дизтопливом), с точки зрения потребления в настоящее время газобаллонное топливо не может рассматриваться как заменитель нефтяных топлив из-за необходимости вложения денежных средств в переоборудование автомобилей для работы на газе, в связи со снижением грузоподъемности, тяги автомобиля, а также в связи с тем, что сети автомобильных газонаполнительных станций (АГЗС) менее развиты, чем сети АЗС.

Четыре марки бензина, выделенные в данном разделе настоящего анализа, также не являются между собой взаимозаменяемыми по следующим основаниям. При установке на транспортном средстве бензинового двигателя, производителем транспортного средства указывается марка бензина, применяемая для заправки данного двигателя. Использование бензинов других марок бензинов является нарушением технических условий эксплуатации транспортного средства и может повлечь повреждение двигателя.

Брендированные автомобильные бензины различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar и т.п.) в пределах одного октанового числа следует рассматривать как одну товарную группу.

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

В связи с вышеизложенным, исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, сложившегося предпочтения) продуктовые границы данных товаров определены по маркам автомобильных бензинов. Таким образом, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля автомобильными бензинами марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98.

 

  • Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка услуг предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Еврейской автономной области.

Согласно п. 4.1 Порядка географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории, и отсутствия такой возможности за ее пределами.

В соответствии с п. 4.3 Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются в числе прочих:

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

    -расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

Таким образом, уточнение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов производится путем оценки экономической возможности приобретения нефтепродуктов потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются расстояние (маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

При этом, исходя из низкой эластичности спроса на бензины, следует включать в состав рынка территории, расположенные в пределах одного региона и находящиеся на расстоянии не менее 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен  (менее 10%).

Специфика свойств исследуемого товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени.

При этом АЗС стационарны и строго привязаны к конкретному территориальному местоположению.

Продавцы не могут изменить район продаж в силу привязки места продажи к конкретной территории, а покупатели не могут изменить район покупок в силу отсутствия экономической выгоды.

Таким образом, возможность перемещения товара к покупателю отсутствует, а перемещение покупателя к товару требует дополнительных материальных и временных затрат, вследствие чего продавцы и покупатели товара находятся в границах единого муниципального образования.

Рассматриваемые рынки розничной торговли автомобильными бензинами марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98 относятся к локальным товарным рынкам.

  На основании анализа районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), фактически действующих на рассматриваемом товарном рынке, географические границы каждого товарного рынка розничной торговли автомобильными бензинами марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98 определены административными границами городского округа «Город Биробиджан» и пятью муниципальными районами Еврейской автономной области. Выявление географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов производится с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры Еврейской автономной области, где определяется территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения автотранспорта.

Еврейская автономная область расположена в южной части Дальневосточного федерального округа, общая площадь области составляет 36,3 тыс. кв. км. По её территории проходит федеральная трасса Амур «Чита-Хабаровск», которая пролегает по трём муниципальным районам области (Смидовичскому, Биробиджанскому, Облученскому). Основная доля автозаправочных станций дислоцирована вдоль дорог и автотрасс с большим потоком движения автомобилей. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля.

Анализ районов продаж на территории Еврейской автономной области выявил, что локальные рынки розничной продажи автомобильного топлива для конкретного потребителя локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автотранспорта.

Таким образом, учитывая организационно-транспортные схемы и связанные с ними транспортные расходы до АЗС, установленные цены на автомобильные бензины, не превышающие 10 % цен на других территориях, минимальное расстояние до областного центра – МО «Город Биробиджан», географические границы локальных товарных рынков определены следующим образом:

  • Городской округ «Город Биробиджан» определен географическими границами административного центра города Биробиджана и точкой продаж «1975-1977 километр» федеральной трассы «Чита-
  • МО «Биробиджанский муниципальный район»;
  • МО "Октябрьский муниципальный район";
  • МО "Облученский муниципальный район";
  • МО "Ленинский муниципальный район";
  • МО "Смидовичский муниципальный район".

 

  • Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Определение хозяйствующих субъектов, действующих на рынках розничной реализации нефтепродуктов на территории Еврейской автономной области, осуществлено согласно данным и сведениям, полученным от органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, осуществляющих розничную и оптовую реализацию нефтепродуктов на территории муниципальных образований ЕАО.

В качестве продавцов на исследуемых рынках выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу автомобильных бензинов посредством АЗС преимущественно для конечного потребления, в том числе в личных целях. По результатам проведенного анализа на территории Еврейской автономной области деятельность на розничном рынке бензина автомобильного в 2017 году осуществляли 13 хозяйствующих субъекта.

  Крупнейшими из них являются АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт", которые входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) Группа «ННК» и ПАО "НК "Роснефть" соответственно.

Розничный рынок автомобильного топлива нефтяных компаний, входящих в ВИНК на территории Еврейской автономной области представлен сетью собственных автозаправочных станций и связанную с ней инфраструктуру.

В связи с отсутствием нефтебаз на территории ЕАО, обеспечение региона автомобильным топливом осуществляется посредством поставки нефтепродуктов из нефтебаз и нефтехранилищ г. Хабаровска. Доставка нефтепродуктов непосредственно до АЗС и оптовых покупателей Еврейской автономной области осуществляется собственными бензовозами нефтяных компаний.

Реализуемая продукция ООО «РН-Востокнефтепродукт», производится на нефтеперерабатывающем заводе ООО "РН – Комсомольский НПЗ" из давальческой нефти ПАО "НК Роснефть", продукция АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» произведена на АО «ННК-Хабаровский НПЗ" из давальческой нефти Группы «ННК».

 Кроме этого, розничную продажу нефтепродуктов на территории области осуществляют пять индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) и шесть Обществ с ограниченной ответственностью, имеющих независимость и не входящих в ВИНК.

Система обеспечения собственных АЗС нефтепродуктами, независимых продавцов, осуществлялась самостоятельными поставками нефтепродуктов из разных регионов Российской Федерации.

За период 2017 года в Еврейской автономной области функционировало 40 АЗС, находящихся в собственности продавцов или на праве аренды.

  Состав продавцов, действующих на рынках автомобильных бензинов на территории ЕАО, представлен в таблице Приложения к аналитическому отчёту.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, приобретающие исследуемый товар для производственных и личных нужд.

Распределение АЗС по муниципальным образованиям Еврейской автономной области представлено ниже в таблице1.  

 

Таблица 1

 

№ пп

Наименование района (города)

Общее

коли-

чество              АЗС

"ННК-Хабаровскнефтепродукт"

ООО "РН-Восток-нефте-продукт"

Прочие хозяйственные общества 

1

МО «Город Биробиджан»

18

5

3

10

2

МО «Биробиджанский муниципальный район»

2

 

 

2

3

МО "Октябрьский муниципальный район"

3

 

 

3

4

МО "Облученский муниципальный район"

6

5

1

 

5

МО "Ленинский муниципальный район"

4

 

 

4

6

МО "Смидовичский муниципальный район"

7

2

1

4

 

 

ВСЕГО:

40

12

5

23

 

 

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынках

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

Расчет объема товарного рынка производится в натуральном выражении (литрах) по показателю объема реализации автомобильных бензинов на АЗС хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах.

В связи с сегментацией рынка нефтепродуктов по видам автомобильных бензинов расчет осуществлялся отдельно по каждой марке топлива.

Данные об объемах и долях хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках бензина автомобильного в определенных географических границах, представлены в таблице Приложения к аналитическому отчету.

Общий объем исследуемого товарного рынка Еврейской автономной области за 2017 год составил 43568,82 тыс.л. нефтепродуктов, в том числе по маркам бензина автомобильного: А-76 (АИ-80) – 3373,6 тыс.л., АИ-92 – 25053,9 тыс.л., АИ-95 – 14187,2 тыс.л., АИ-98 – 954,1 тыс.л.

Наибольший объём продаж за обследуемый период, среди муниципальных районов ЕАО, составил в МО «Город Биробиджан» с объёмом розничной реализации  нефтепродуктов  23255,4  тыс. л., в том числе  А-76 (АИ-80) – 1625,4 тыс.л., АИ-92 – 12902,4 тыс.л., АИ-95 – 8090,1 тыс.л., АИ-98 – 637,4 тыс.л.

Согласно проведённого анализа лидирующее положение по объёмам розничных продаж нефтепродуктов за 2017 год на территории ЕАО занимают два хозяйствующих субъекта: ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт».

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Информация об объёмах и долях хозяйствующих субъектов на розничном рынке нефтепродуктов на территории ЕАО представлена в таблице Приложения к аналитическому отчёту.

 

  • Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR) по розничной реализации по каждому виду нефтепродуктов в муниципальных образованиях Еврейской автономной области представлены в таблице 2

Во всех муниципальных образованиях ЕАО коэффициент рыночной концентрации (CR) по автомобильным бензинам всех марок превышал 70%.

Индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - по всей номенклатуре составили более 2000.

Согласно п. 7.2 Порядка, учитывая, что все значения CR и HHI находятся в интервале 70% <= CR <= 100% и 2000 <= HHI <= 10000, уровни рыночной концентрации на розничных рынках автомобильных бензинов в определенных географических границах высокие.

Высокую степень концентрации товарных рынков розничной реализации автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области характеризует стабильно-лидирующее положение на протяжении ряда лет одних и тех же хозсубъектов (АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт"), с незначительной тенденцией к снижению концентрации за счет перераспределения их долей на рынке.

Таблица 2

 

 

Значения показателей уровней концентрации исследуемых товарных рынков в разрезе муниципальных районов Еврейской автономной области

 

 

Показатели уровня концентрации

А-76

АИ-92

АИ-95

АИ-98

МО « Город Биробиджан»

CR

76,31

85,62

92,63

93,66

HHI

2530,8

3586,9

5057,4

5451,0

МО «Биробиджанский муниципальный район»

CR

100

100

100

 -

HHI

5001,6

9772,7

10000

 -

МО «Октябрьский муниципальный район»

CR

100

100

100

-

HHI

6670,5

5160,1

8034,2

-

МО «Облученский район»

CR

100

100

100

100

HHI

6909,3

5669,2

5346,3

10000

МО «Ленинский муниципальный район»

CR

100,0

100,0

100,0

 -

HHI

8918,2

3798,6

5285,0

 -

МО «Смидовичский муниципальный район»

CR

90,6

93,9

96,8

100

HHI

3307,9

4478,1

4976,9

10000

 

 

  • Оценка состояния конкурентной среды и определение барьеров

входа на товарный рынок

 

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих розничные рынки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Еврейской автономной области за 2017 год позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые товарные рынки являются высококонцентрированными, с недостаточно развитой конкуренцией.

Лидирующие позиции на исследуемых рынках занимают ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН – Востокнефтепродукт", данные хозяйствующие субъекты, входящие в ВИНК, присутствуют в большинстве муниципальных районов ЕАО.

 

Учитывая, что рыночные доли неинтегрированных хозяйствующих субъектов незначительны, основная конкурентная борьба происходит между структурами, входящими в состав нефтяных компаний.

Неразвитость транспортной инфраструктуры в ряде отдалённых районов  области, а также особенности расположения потребителей, низкая плотность населения обусловливают ограниченный спрос, экономическую необоснованность функционирования большого числа хозяйствующих субъектов, что выражается в отсутствии либо крайне малом количестве АЗС. 

К барьерам входа новых участников на рынок розничной реализации автомобильных бензинов можно отнести следующие ограничения.

 

Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений: высокая стоимость строительства или покупки нефтехранилищ и АЗС;

 - ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. Серьезной проблемой является нехватка оборотных средств для приобретения нефтепродуктов, поскольку подавляющее большинство поставщиков реализуют топливо на условиях предварительной оплаты, а при реализации возникает проблема задержки оплаты клиентами за поставленное топливо. Кредитные ресурсы, предлагаемые банками, привлекать экономически невыгодно из-за высокого процента, краткосрочности кредита, сложной процедуры получения средств, занижения стоимости залога и т.п., в связи с этим хозяйствующие субъекты вынуждены покупать топливо у ограниченного числа поставщиков, готовых предоставлять товарный кредит (отсрочку платежа), что также влечет дополнительные затраты и сказывается на цене нефтепродуктов в сторону её увеличения;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

 

- транспортные ограничения, на процесс осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на исследуемых рынках большое влияние оказывает слабая развитость транспортной системы в ряде муниципальных районов области, удаленность от районного центра (Октябрьский, Облученский районы), высокие тарифы на перевозку нефтепродуктов. В связи с этим возникают проблемы с оптимальным выбором поставщика и с доставкой топлива, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на ритмичности работы хозяйствующих субъектов региона на исследуемом рынке и удорожании топлива.

 Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов, в том числе:

- лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (АЗС);

- трудности в оформлении разрешительной документации на строительство АЗС, в том числе в части выделения земельных участков;

- высокие ставки арендной платы за земельные участки, на которых располагаются АЗС;

- высокие акцизы на топливо приводят к его существенному удорожанию;

- повышение тарифов естественных монополий, в т.ч. тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом;

- необходимость получения разрешения на строительство АЗС, наличие страховки на АЗС, непрерывное соблюдение правил технической, промышленной, пожарной безопасности эксплуатации пожароопасного объекта.

Преимущественное положение компаний ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт", входящих в состав ВИНК  относительно других потенциальных участников рынка.

 Исторически сложившееся доминирование нефтяных компаний на большинстве локальных розничных рынков нефтепродуктов, а так же наличие собственных нефтеперерабатывающих заводов, развитой сети АЗС и связанную с ней инфраструктуру даёт нефтяным компаниям ряд преимуществ перед независимыми хозсубъектами.

Проводимая в настоящее время ПОА "ННК-Хабаровскнефтепродукт"  и ООО "РН – Востокнефтепродукт" активная работа по дальнейшему расширению сети своих автомобильных заправочных станций, а также использование рекламных акций,  системы  бонусов и скидок для своих постоянных клиентов, долговременное сотрудничество с корпоративными и потенциальными клиентами приводит к тому, что данные нефтяные компании по-прежнему остаются лидерами на  рынках нефтепродуктов.

Таким образом, большинство из существующих барьеров входа на исследуемые товарные рынки автомобильных бензинов являются труднопреодолимыми.

 

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы

 

Результаты проведенного анализа за 2017 год позволяют сделать вывод о том, что локальные рынки розничной реализации автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области являются высококонцентрированным и относятся к товарным рынкам с неразвитой конкуренцией.

В ходе проведенного анализа было определено, что в сравнении с 2016 годом не произошло существенных изменений в долях хозяйствующих субъектов, действующих на рынке автомобильных бензинов ЕАО и его муниципальных районов.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.

Согласно части 2.1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

На основании вышеизложенного, в соответствии с проведенным анализом состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области за 2017 год, признаки доминирования имеют два хозяйствующих субъекта:

1. ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" (ИНН 2700000105, 680030, г.   Хабаровск, ул. Мухина, 22),

  • в географических границах – МО «Город Биробиджан», розничной торговле автомобильными бензинами АИ-92, с долей на рынке > 50 %, АИ-95 с долей на рынке > 50 %, АИ-98, с долей на рынке > 50 %;
  • в географических границах – МО «Облученский муниципальный район», по розничной торговле автомобильными бензинами А-76/АИ-80, с долей на рынке > 50 %, АИ-92, с долей на рынке > 50 %, АИ-95 с долей на рынке > 50 %;
  • в географических границах – МО «Смидовичский муниципальный район», по розничной торговле автомобильным бензином АИ-98 с долей на рынке > 50 %;

2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ИНН 2723049957, 680000, г.             Хабаровск, ул. Тургенева, 46),

  • в географических границах – МО «Облученский муниципальный район», по розничной торговле автомобильными бензинами АИ-95 с долей на рынке > 35 %, АИ-98, с долей на рынке > 50 %;
  • в географических границах – МО «Смидовичский муниципальный район», по розничной торговле автомобильными бензином АИ-98, с долей на рынке > 50 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель управления                                                                             А.А. Лунев