Электроэнергетика

Новости [22] Публикации [8] Решения [1] Аналитические материалы [6]

Презентация Е.В. Цышевской "Актуальные вопросы антимонопольного регулирования на рынках электрической энергии (мощности)"

Презентацию заместителя начальника Управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Е.В. Цышевской "Актуальные вопросы антимонопольного регулирования на рынках электрической энергии (мощности)" можно скачать по ссылке ниже 

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Еврейской автономной области

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Еврейской автономной области  Общие положения Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66, Еврейское  УФАС России проводит обзор состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Еврейской автономной области.Настоящий анализ проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), которые разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026). I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:информация, полученная от Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области;сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;законодательные акты, регулирующие деятельность, в сфере купли-продаже электрической энергии, государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.  Цель исследования: – оценка состояния конкуренции в сфере розничной купли-продажи электрической энергии (мощности) на территории Еврейской автономной области;– установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", осуществляющих деятельность на территории Еврейской автономной области;– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. 2. Определение временного интервала исследования товарного рынка Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента  проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) определён 2011 год. 3. Определение продуктовых границ товарного рынка. Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, с изменениями, утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст., данная деятельность квалифицированна согласно Раздела E «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», по  группе «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:продажу электроэнергии потребителям;деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки  по  продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемыми другими лицами.Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют. 4. Определение географических границ товарного рынка. Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждёнными постановлением Правительства Российской федерации от 31.08.2006 № 530.Географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго, являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации, а также границы балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители.На основании вышеизложенного, за географические границы исследования розничного рынка  купли-продажи электрической энергии приняты географические границы региона ответственности Еврейского УФАС России – территория Еврейской автономной области.5. Определение состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности). Определение хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке купли-продажи электрической энергии на территории Еврейской автономной области, осуществлено согласно данным представленным Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной областиСогласно полученной информации на территории Еврейской автономной области деятельность по купле-продаже электрической энергии осуществляет один хозяйствующий субъект – ОАО «Дальневосточная энергетическая компания». На основании приказа от 06.04.2007 № 15  Управления промышленности, транспорта, связи и энергетики правительства Еврейской автономной области ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика.   Покупателями электрической энергии являются энергосбытовые организации, юридические и физические лица Еврейской автономной области. 6. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Еврейской области - Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (Приморский край, г. Владивосток, ул. Тигровая, д.19, 690991).Объем продажи электрической энергии за 2011 год составил  <*> млн.кВтч, на общую сумму <*> млн.руб.Данные о результатах деятельности ОАО «ДЭК» на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии потребителям на территории Еврейской автономной области за 2011 год  представлены в Таблице.  Таблица  Группы потребителей Реализовано в 2011 годуобъем,(тыс. кВтч)на сумму (тыс.руб.), без НДСВсего<*><*>в т.ч. по группам потребителей:<*><*>1.Промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью 750 кВа и выше<*><*>2.Промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью до 750 кВа<*><*>3. Электрофицированный Ж.Д. транспорт<*><*>4. Электрофицированный городской транспорт<*><*>5. Непромышленные потребители<*><*>6. Производственные с/х потребители<*><*>7. Население всего<*><*>8. Населенные пункты всего, без учета населения<*><*>Наиболее крупными потребителями электрической энергии на территории ЕАО являются следующие хозяйствующие субъекты:- Открытое акционерное общество «Русэнергосбыт» (105066, г.Москва, ул. Ольховская, д.27, стр. 3), с долей  49,3 % в общем объёме потреблённых услуг.- ОАО «Теплоозёрский цементный завод» (679110, Еврейская автономная область, Облученский район, п. Теплоозёрск, ул. Вокзальная, д.16) , с долей  6,5 в общем объёме потреблённых услуг.- Филиал Дальневосточный Открытого акционерного общества  «Оборонэнергосбыт» (680021, г.Хабаровск, ул. Восточное шоссе, д.30-а) с долей  менее 5 % в общем объёме потреблённых услуг.ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» осуществляет свою деятельность на территориях четырех субъектов Российской Федерации. Данные о филиалах и представительствах ОАО «ДЭК» представлены в Таблице 2.     Таблица 2 Nп/п Наименование филиала МестонахождениеТерритория, на которой действует филиал1.Хабаровскэнергосбыт680007, г. Хабаровск, ул. Оборонная, 8 бХабаровский край2.Амурэнергосбыт675000, Амурская область, г. Благовещенск, 50 лет Октября, д. 65/1Амурская область3.Дальэнергосбыт690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 8Приморский край4.Энергосбыт ЕАО679000, ЕАО, г. Биробиджан, пр. 60-летия, 22-аЕврейская автономная область5.Представительство ОАО «ДЭК» в г. Москва119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, 2, корп. 1   7. Определение уровня концентрации товарного рынка. На анализируемом рынке определение уровня концентрации не производилось в связи с тем, что на рынке услуг розничной  купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Еврейской автономной области  действует один хозяйствующий субъект, осуществляющий данную деятельность. 8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что рынок  розничной купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Еврейской автономной области по итогам работы за 2011 год относится к рынку с высоким уровнем концентрации, конкуренция на данном рынке отсутствует.Гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Еврейской автономной области - Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания», в лице филиала Энергосбыт ЕАО.Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области № 57 от 26.04.2011 ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» внесёно в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по наименованию услуги – купля-продажа (поставка) электрической энергии (мощности) , с долей на соответствующем рынке более 50%.          

Справка о рассмотрении дел, возбужденных по выявленным признакам нарушения Закона о защите конкуренции, Закона о торговле, Кодекса об административных правонарушениях территориальными управлениями ФАС России.

(По состоянию на 10.01.2012)ФАС России и его территориальными органами на постоянной основе осуществляется контроль соблюдения антимонопольного законодательства на агропродовольственных рынках.По выявленным признакам нарушения законодательства Российской Федерации территориальными органами ФАС России с августа 2010г. по 10.01.2012 г. возбуждено более 1080 дел о нарушении антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации. В частности в 76 территориальных управлениях ФАС России возбуждено 321 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (104 дела), экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен (159 дел), с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (52 дела), с ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями (6 дел), приведшими к нарушению антимонопольного законодательства.Наибольшее количество дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждено в Башкортостанском УФАС (более 18 дел), Ханты-Мансийском (более 15 дел), Алтайском краевом, Амурском, Кемеровском, Костромском, Курганском, Новгородском, Пензенском, Ростовском, Санкт-Петербургском, Тверском, Удмуртском, Ханты-Мансийском, Челябинском, Чувашском УФАС – 7 и более дел. Территориальными органами ФАС России в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), возбуждено 265 дел.Кроме того, в соответствии с компетенцией антимонопольных органов, определенной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), территориальными органами ФАС России возбуждено 498 дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и должностных лиц органов государственной власти (по 480 делам приняты решения, из них по 444 делам установлен факт нарушения, 36 дел прекращено за отсутствием признаков нарушения). После завершения административного расследования на лиц, совершивших административные правонарушения, будет наложен штраф в соответствии с нормами КоАП РФ.На 10.01.2012 года принято 288 решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства (из них 157 решений о признании нарушения, 24 решения о прекращении дела в связи с добровольным устранением нарушения, 107 решений о прекращении дел в связи отсутствием признаков нарушения): на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой-ядрицы, соли, сахара, крупы пшенной, услуг элеваторов, а также в отношении действий органов власти в Адыгейском, Алтайском краевом, Алтайском республиканском, Амурском, Архангельском, Астраханском, Брянском, Башкортостанском, Белгородском, Владимирском, Волгоградском, Вологодском, Дагестанском, Еврейском, Забайкальском, Ивановском, Калмыцком, Калужском, Карельском, Кемеровском, Кировском, Коми, Костромском, Краснодарском, Красноярском, Курганском, Курском, Липецком, Магаданском, Марийском, Московском, Московском областном, Мурманском, Омском, Орловском, Нижегородском, Новосибирском, Пензенском, Пермском, Приморском, Псковском, Ростовском, Самарском, Санкт-Петербургском, Сахалинском, Свердловском, Смоленском, Ставропольском, Тамбовском, Татарстанском, Тверском, Тульском, Тюменском, Тывинском, Ульяновском, Удмуртском, Хабаровском, Хакасском, Ханты-Мансийском, Челябинском, Чувашском, Якутском, Ямало-Ненецком, Ярославском УФАС.По делам, возбужденным по признакам нарушения Закона о торговле за указанный период принято 239 решений (из них 134 решений о признании нарушения, 58 решений о прекращении дела в связи с добровольным устранением нарушения, 47 решение о прекращении дела в связи отсутствием признаков нарушения) в Адыгейском, Алтайском республиканском, Башкортостанском, Белгородском, Бурятском, Владимирском, Волгоградском, Вологодском, Забайкальском, Иркутском, Кабардино-Балкарском, Калининградском, Кемеровском, Костромском, Красноярском, Липецком, Московском, Новгородском, Новосибирском, Омском, Оренбургском, Орловском, Пензенском, Пермском, Псковском, Санкт-Петербургском, Ростовском, Самарском, Сахалинском, Свердловском, Тамбовском, Татарстанском, Тульском, Тюменском, Удмуртском, Хакасском, Челябинском, Чувашском, Якутском УФАС. По состоянию на 10.01.2012 антимонопольными органами по результатам 407 рассмотренных дел, по которым установлен факт нарушения, наложены оборотные и иные штрафы в соответствии с КоАП РФ на общую сумму 127 миллионов рублей.

О переходе к обмену документами (сведениями) в электронном виде

Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Федеральным законом от 21.07.2011 № 169-ФЗ в статью 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения, исключающие требование от заявителя документов и сведений, находящихся в распоряжении других органов власти.При этом указанные изменения не лишают заявителя права предоставлять такие документы в антимонопольный орган. 

О разграничении полномочий между центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами по рассмотрению ходатайств (уведомлений), предусмотренных антимонопольным законодательством

Руководителям территориальных органов ФАС России25.12.2008 № ИА/35409О ходатайствах,рассматриваемых в ЦА ФАС России1. В целях упорядочения работы по разграничению полномочий между центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами по рассмотрению ходатайств (уведомлений), предусмотренных антимонопольным законодательством, установить, что в центральном аппарате рассматриваются ходатайства (уведомления), если участником сделки или лицом, совершающим юридические значимые действия, является хозяйствующий субъект, внесенный в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».2. Территориальному органу ФАС России, в который представлены ходатайства или уведомления хозяйствующими субъектами, указанными в пункте 1 настоящего письма, необходимо при условии соответствия ходатайства (уведомления) требованиям, установленным в Законе «О защите конкуренции», принять ходатайство (уведомление) к рассмотрению и направить это ходатайство (уведомление) и прилагаемые к нему документы (информацию) в центральный аппарат ФАС России (возможно также приложить мнение территориального управления по существу сделки), а также уведомить заявителя, что ходатайство (уведомление) будет рассматриваться федеральным антимонопольным органом.3. ФАС России при рассмотрении ходатайств и уведомлений, переданных в центральный аппарат ФАС России в соответствии с указанным письмом, в обязательном порядке информирует территориальные органы ФАС России о результатах рассмотрения ходатайства или уведомления и принятом решении (направляет копию заключения).4. ФАС России при рассмотрении ходатайств и уведомлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на региональных рынках, направляет территориальным органам ФАС России, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на соответствующей территории, необходимую информацию:а) информирует территориальные органы о поступивших на рассмотрение ходатайствах и уведомлениях на совершение сделок с участием хозяйствующих субъектов соответствующих регионов;б) запрашивает мнение территориального органа о влиянии сделки на состояние конкурентной среды на региональном рынке.5. Передача территориальному органу ФАС России полномочий по рассмотрению ходатайства (уведомления) осуществляется письмом руководителя ФАС России, подготовленным на основании мотивированной служебной записки соответствующего структурного подразделения центрального аппарата ФАС России.6. Письмо №ИА/4077 от 23.03.2006 не применять. Руководитель ФАС России  И.Ю.Артемьев