международное сотрудничество

Россия и Казахстан поделились опытом анализа товарных рынков

7–9 декабря 2015 года в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) нанесла визит делегация конкурентного ведомства Республики Казахстан с целью изучения российского опыта по проведению анализа товарных рынков.Помощник руководителя ФАС России Алексей Сушкевич рассказал казахстанским коллегам об особенностях работы российского антимонопольного ведомства в сфере регулирования конкуренции на товарных рынках и о методологии исследования отраслевых рынков. Более детально с анализом конкурентной среды на конкретных рынках их познакомили заместитель начальника Управления финансовых рынков Лилия Беляева, начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса Дмитрий Махонин, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Елена Заева и начальник Управления регулирования транспорта Дмитрий Рутенберг.Другой важной темой встречи стала тема картелей. С методологией ФАС России по определению ответственности за картели ознакомил представителей конкурентного ведомства Казахстана Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями. Приводя статистику, он отметил, что ежегодно ФАС России расследует около 400 дел по антиконкурентным соглашениям, 80% из которых составляют сговоры на торгах.Заместитель Правового управления Вадим Кузьмин остановился на современных подходах к предупреждению нарушений антимонопольного законодательства и детально рассказал казахстанским коллегам о применении комплаенса в антимонопольном регулировании (англ. сompliance – система специальных мер корпоративного управления, применяемая хозяйствующими субъектами для предотвращения нарушений законодательства о конкуренции). Комплаенс является одним из стратегических направлений ФАС России. Впервые он был закреплен в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2014 гг. как одно из направлений по снижению рисков правонарушений. По словам В. Кузьмина, он уже используется некоторыми компаниями, работающими на территории РФ. Для его более широкого распространения ФАС России в настоящее время обсуждает с представителями юридического сообщества закрепление этого института на законодательном уровне.Казахстанские коллеги также поделились своим опытом, что обеспечило взаимный интерес участников мероприятия.  Пресс-служба Фас России 

В 2015 году начнется исследование состояния конкуренции на рынках услуг строительства жилья и нерудных строительных материалов стран СНГ

15-16 октября 2014 года в Кыргызской Республике состоялось 41 заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), в рамках которого был дополнен и одобрен проект Плана работы Совета на 2015-2016 годы. Внесенные дополнения связаны с направлениями работы Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ. Председатель МСАП – руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев отметил, что в работе Совета необходимо использовать не только методы антимонопольного реагирования, но и превентивные механизмы, нацеленные на проконкурентное изменение производственных отношений в различных отраслях. В сентябре 2014 года Штаб уже завершил масштабное исследование состояния конкуренции на фармацевтических рынках, в ходе которого было установлено, что одним из факторов, влияющих на состояние конкуренции на рынках лекарственных средств стран СНГ, является высокая импортозависимость, т. е. цены на лекарства в этих странах во многом зависят от поведения транснациональных фармкомпаний и дистрибьюторов. В связи с этим было принято решение, что Штаб разработает предложения, направленные на обеспечение добросовестного поведения фармацевтических компаний, с учетом ведущего международного опыта и обсудит их с производителями лекарственных средств. Предметом следующего исследования Штаба станет состояния конкуренции на рынках услуг строительства жилья и нерудных строительных материалов. Кроме того, планируется подготовить предложения по совершенствованию систем субсидирования сельхопроизводителей для обеспечения конкуренции при предоставлении субсидий. На заседании Члены МСАП также подчеркнули необходимость повышения квалификации сотрудников антимонопольных органов стран СНГ. Напомним, что с ноября 2013 года в качестве базовой организации государств-участников СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации в сфере антимонопольного регулирования выступает Учебно-методический центр ФАС России в г. Казани. Кроме этого, участники мероприятия отметили положительный опыт России по внедрению Кодекса поведения автопроизводителей и активное участие в работе Штаба и МСАП Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», что стало своеобразным подведением предварительных итогов работы Партнерства, первое собрание которого состоялось также в Кыргызстане пять лет назад. СправкаВ заседании МСАП приняли участие руководители антимонопольных органов государств-участников СНГ, представители Исполнительного комитета СНГ, Евразийской экономической комиссии и Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». Пресс-служба ФАС России    

ФАС России взаимодействует с компетентными органами Фарерских островов по вопросам поставок лососевых

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в рамках исполнения Постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» проводит системную работу по предотвращению необоснованного роста цен на продукты питания. Одним из объектов внимания ФАС России является рынок поставок лососевых импортного производства. В частности, принимая во внимание, что Фарерские острова могут стать одним из основных поставщиков охлаждённого лосося на российский рынок, ФАС России организовывает взаимодействие с компетентными органами и отраслевыми ассоциациями этой страны. «В рамках сотрудничества предполагается организация обмена информации и консультации. Полагаю, что такое взаимодействие может предупредить возможные антиконкурентные действия участников рынка», – сообщил заместитель руководителя ФАС России Александр Кинёв. «Мы проинформировали Конкурентное ведомство и Министерство по рыболовству Фарерских островов о существующих рисках нарушений антимонопольного законодательства при поставках рыбы в Российскую Федерацию и надеемся, что наше сотрудничество будет способствовать обеспечению конкуренции на этом рынке», – отметил начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Напомним, что в 2013 году Федеральная антимонопольная служба рассмотрела дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ряда российских компаний – импортеров норвежского лосося в Российскую Федерацию. В ходе расследования было установлено, что отдельные российские компании заключили картельное соглашение о разделе товарного рынка. СправкаПостановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «О мерах по реализации указа Президента России от 06.08.2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Пресс-служба ФАС России 

ФАС России подготовила предложения по приведению законодательства РФ в соответствие с нормами Соглашения ТРИПС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) подготовила и направила в федеральные органы исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) предложения по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС).  Справочно22 августа 2013 года Российская Федерация стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), взяв на себя, в том числе обязательства по соблюдению Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, заключенного в г. Марракеше (Марокко) 15 апреля 1994 года (Соглашение ТРИПС).Пресс-служба ФАС России 

Россия-Швеция: диалог на одном языке

В октябре 2013 года делегация Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) прошла стажировку в Стокгольме, организованную Конкурентным ведомством Швеции. В ходе стажировки представители ФАС России ознакомились с целями, задачами, структурой и полномочиями зарубежного ведомства, подробно обсудили вопросы борьбы с картелями, оценки эффективности деятельности конкурентных ведомств, международного сотрудничества, а также принципы работы с конфиденциальной информацией. Обсуждая вопрос борьбы с картелями шведской и российской сторонами был отмечен тот факт, что данное направление работы является приоритетным в деятельности конкурентных ведомств двух стран. Особое место в обсуждении заняли вопросы получения доказательств наличия картелей, одним из эффективных способов получения которых являются так называемые «рейды на рассвете». Интересным для делегации ФАС России оказался опыт шведских коллег по выявлению сговоров на торгах при осуществлении государственных закупок, полномочиями по контролю за осуществлением которых так же, как и ФАС России, наделено конкурентное ведомство Швеции. В структуре конкурентного ведомства Швеции создана специальная служба приема «сигналов» о наличии сговоров, в которую, как правило, обращаются организаторы тендеров при выявлении подозрительного поведения участников закупок. В помощь организатором закупок, в соответствии с рекомендациями ОЭСР, конкурентное ведомство Швеции издало специальную брошюру «12 пунктов, указывающие на картель». В брошюре описываются возможные ситуации и поведение участников закупок. Выявление хотя бы двух видов из двенадцати должно вызывать подозрение о наличии сговора. Следует отметить, что в Швеции так же, как и в России, значительное внимание уделяется вопросам адвокатирования конкуренции, достижению целей которого, в том числе, способствует распространение указанных брошюр, проведение семинаров во всех регионах страны и различного рода конференций по актуальным вопросам защиты конкуренции. Интересными для российской делегации оказались подходы, применяемые в Швеции к оценке эффективности органов власти, в том числе Конкурентного ведомства. В основе такой оценки лежат результаты ежегодных опросов предпринимателей и граждан, а также результаты отчета Ведомства по итогам года перед Правительством Швеции. В последние годы в системе менеджмента Конкурентного ведомства Швеции активно применяется система LEAN, оцениваемая шведскими коллегами как одна из эффективных систем управления. Изначально это система управления, применяемая на заводах TOYOTA в Японии. Основу системы составляют принципы четкого определения компетенции каждого подразделения и сотрудника, жесткого разделения компетенции, недопущения дублирования функций. В контексте формирования ЕЭП для делегации ФАС России значительный интерес представляли вопросы разделения полномочий между национальным антимонопольным органом Швеции и Европейской Комиссии, а также опыт работы Конкурентного ведомства Швеции в рамках Северного сотрудничества («Nordic cooperation») скандинавских антимонопольных органов, между которыми действует соглашение об обмене конфиденциальной информацией. Возможность осуществления такого обмена рассматривается мировым конкурентным сообществом как условие, обеспечивающее наиболее эффективное пресечение нарушений, имеющих трансграничный характер. «По итогам трехдневной стажировки, специалисты антимонопольных органов подтвердили необходимость проведения такого рода мероприятий, так как они, во-первых, позволяют ознакомиться с лучшими правоприменительными практиками, а во-вторых, способствуют развитию сотрудничества антимонопольных ведомств стран мира, что в настоящее время очень важно в условиях глобализации мировой экономики, когда нарушения антимонопольного законодательства носят трансграничный характер», – резюмировала заместитель начальника Управления международного экономического сотрудничества ФАС России Татьяна Ойнвид. Пресс-служба ФАС России 

Андрей Цыганов: У меня есть мечта, чтобы Модельный закон о конкуренции в Таможенном союзе был лучшим в мире

«Модельный закон о конкуренции – это акт, который нацелен на то, чтобы предпринимателям России, Белоруссии и Казахстану легче было работать на территории друг друга, а взаимопроникновение экономик наших стран было более эффективным», – заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цыганов во время выступления на Международной научно-практической конференции по обсуждению проекта Модельного закона в г. Новосибирске.Одним из аспектов Модельного закона о конкуренции является запрет на антиконкурентные практики, которые приносят наибольший вред обществу и приводят к максимально негативным последствиям для конкуренции, а именно: злоупотребление доминирующим положением, картельное соглашение и монополизация рынка посредством слияний и поглощений.Как отметил Андрей Цыганов, очень важно, что в Модельный закон введен принцип допустимости действий и отдельных соглашений, если они имеют серьезный позитивный эффект. «Правоприменитель должен взвешивать как вред, так и пользу. Возможно, что те или иные действия, соглашения, на первый взгляд опасные для конкуренции, в результате могут привести к положительному эффекту, более важному и существенному, чем возможный вред».Введение такого принципа имеет большое значение для инноваций и развития, потому что очень часто инновационные процессы невозможны в одиночку. Хозяйствующие субъекты заключают разного рода соглашения, которые направлены на совместное проведение исследований, создание совместных предприятий и внедрение новых технологий.Другим важным аспектом Модельного закона является контроль экономической концентрации – эффективный инструмент предупреждения монополизации рынков. Для инвестиционного климата и взаимопроникновения бизнесов на территории государств-членов ЕЭП, необходимо, чтобы система контроля экономической концентрации не создавала избыточную нагрузку на бизнес и антимонопольные органы стран. Андрей Цыганов отметил, что вопросы экономической концентрации не регулируются Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции ЕЭП, оставаясь в сфере национального антимонопольного законодательства. Поэтому, с его точки зрения, одной из задач Модельного закона должно быть описание процедур контроля экономической концентрации, для того чтобы предприниматели могли действовать по прозрачным и унифицированным правилам.Рассказывая о проекте Модельного закона о конкуренции, Андрей Цыганов особо выделил, что в качестве базы подготовки модельного закона о конкуренции приняты нормы российского антимонопольного законодательства. Это говорит о том, что российское законодательство соответствует лучшим международным стандартам. В законе о конкуренции также нашли отражение лучшие практики зарубежных антимонопольных ведомств и международных организаций (ОЭСР, МКС), которые направлены на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства. Так, в 2012 г. ФАС России получила новый превентивный инструмент антимонопольного законодательства  – предупреждение. «Из 1423 выданных  предупреждений исполнено 75%. Это означает, что более чем в тысяче случаев работники российского конкурентного ведомства предотвратили негативные последствия нарушений законодательства, –  прокомментировал Андрей Цыганов. – У меня есть мечта, чтобы Модельный закон о конкуренции был лучшим в мире, чтобы он впитал в себя самые современные практики из разных уголков мира».Пресс-служба ФАС России 

Игорь Шувалов: степень экономической свободы уже стала совершенно иной, но движение вперед нужно продолжать

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов отметил эффективную работу руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игоря Артемьева и сотрудников антимонопольного ведомства в 2012 году.28 февраля 2013 года Игорь Шувалов выступил на расширенной коллегии ФАС России. Он отметил открытость ведомства и подчеркнул, что поставленная перед ФАС России Игорем Артемьевым цель войти в десятку лучших антимонопольных ведомств мира по рейтингу Всемирного обзора конкуренции за 5 лет – задача выполнимая.Игорь Шувалов отметил, что нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в России приведена в соответствие с лучшими мировыми стандартами, и что в процессе вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ФАС России играет важнейшую роль.Также Первый заместитель Председателя Правительства РФ отдельно выделил необходимость развития деятельности Наднационального органа в рамках Таможенного союза и активное взаимодействие с антимонопольными органами стран-участниц СНГ в рамках действующего Межгосударственного Совета по антимонопольной политике (МСАП). «Это принципиально новый виток в развитии как антимонопольного регулирования стран участников союза, так и в целом сферы применения антимонопольного законодательства», - подчеркнул он.Говоря о модернизации антимонопольного законодательства, Игорь Шувалов отметил: «Закупки компаний с госучастием необходимо включить в Федеральную контрактную систему, либо ужесточить Федеральный закон №223».В декабре 2012 года с целью создания благоприятных условий для развития конкуренции Правительство РФ утвердило Дорожную карту развития конкуренции, которая содержит как общесистемные мероприятия, так и отраслевые направления работы. Рассказывая о «Дорожной карте», Игорь Шувалов отметил, что «степень экономической свободы уже стала совершенно иной, но движение вперед нужно продолжать».«Комплексная модернизация акцентов и подходов в работе поможет ФАС России выйти на новый качественный виток в своей деятельности и обеспечить достижение новых высоких результатов в работе, что положительно скажется на состоянии конкуренции в стране», - отметил Игорь Шувалов. Пресс-служба ФАС России