Анатолий Голомолзин: Приход на рынок дополнительной авиакомпании снижает тариф почти на 30 процентов

25 августа 2011 года на заседании круглого стола «Проблемные вопросы деятельности антимонопольных органов России и Украины и пути их решения» эксперты конкурентных ведомств обсудили состояние конкуренции на рынках воздушных перевозок Российской Федерации.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сообщил, что ведомством было проанализировано 65 тысяч тарифов на 3160 маршрутах, по которым осуществляет перевозки 91 авиакомпания. В ходе исследования специалисты установили, что появление на маршруте дополнительной компании снижает тариф в среднем на 28,5%, двух компаний – на 32%, а трёх компаний – на 39%. Уход же одной авиакомпании с маршрута может приводить к существенному росту тарифа.

В сфере аэропортового обслуживания самый низкий уровень тарифов фиксируется в крупных аэропортах с пассажиропотоком более 300 000 пассажиров, самый высокий уровень тарифов - в малых аэропортах (от 1 000 до 10 000 пассажиров ежегодно). Основной статьей расходов авиакомпаний по-прежнему остаются затраты на авиаГСМ и авиатопливообеспечение. Стоимость услуг по заправке топлива и стоимость керосина в крупных и мелких аэропортах различаются примерно в 1,5 раза, пассажирский сбор – в 1,9 раза, аэровокзальный сбор в 2,4 раза.

Основные нарушения на рынке воздушных перевозок в Российской Федерации, которые ежегодно фиксируют специалисты антимонопольной службы – злоупотребление доминирующим положением и согласованные действия.

В 2009-2010 гг. в отношении авиакомпаний, аэропортов, и других организаций, оказывающих аэропортовые услуги, было возбуждено 63 дела:

- в части установления завышенных тарифов на пассажирские авиаперевозки, доступ на рынок авиаперевозок авиакомпаниям;

- нарушения порядка ценообразования (доступ на рынок хранения собственного авиатоплива в аэропортах авиакомпаниям и поставщикам авиатоплива, установление необоснованно завышенных цен на услуги по обеспечению авиаГСМ).

В целях предупреждения злоупотребления аэропортами доминирующим положением, Правительство РФ в июле 2009 года утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий в аэропортах. Правила, как и практика работы антимонопольных органов в сфере авиаперевозок, направлены на недопущение нарушений со стороны субъектов естественных монополий в сфере аэропортов антимонопольного законодательства, в том числе в виде как отказа в представлении авиакомпаниям услуг, в том числе в части хранения авиатоплива, услуг по топливозаправке, обеспечения равных условий оказания услуг потребителям.

Сегодня для улучшения ситуации на рынке авиаперевозок и аэропортовых услуг ФАС России предлагает комплекс мер:

- создание условий, когда аэропорты действуют как бизнес - единицы, ориентированные на увеличение объемов и качества услуг (дифференциация услуг аэропортов),

- доступ альтернативных операторов услуг в аэропортах,
 
- создание условий для привлечения инвестиций в крупные аэропорты – на основе государственного частного партнерства,
 
- изменение системы государственного тарифного регулирования.
 
В этом направлении ФАС России уже подготовила законопроект о внесении изменений в закон «О естественных монополиях», который, в том числе, предполагает расширение методов применяемых тарифных решений.