«Конечно, надо контролировать»

Корреспондент «Биробиджанской звезды» побеседовал с Андреем Луневым, руководителем  этого управления.4-1

- Андрей Анатольевич, в Послании Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации есть слова о том, что у нас «целая армия  контролеров мешает работать добросовестному бизнесу. Это не значит, что контролировать не нужно. Конечно, надо контролировать». Вместе с тем Президент высказался  за устранение  избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов. Каково ваше отношение к сказанному главой государства?

- В июле этого года нашей антимонопольной службе, контролирующему органу, исполнилось 25 лет. Вначале был комитет, затем – министерство по антимонопольной политике, сегодня – Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На праздновании 25-летия выступил Президент страны Владимир Путин. В преддверии этого события Федеральная служба по тарифам вошла в ФАС России, т. е. была упразднена. При ФАС был создан тарифный регулятор. Выступая, Президент отметил, что, став мегарегулятором, контролирующая служба получила очень большие полномочия, в том числе и  по контролю над регулированием  тарифов. То есть на местах, при правительствах регионов у нас остались комитеты тарифов и цен, так называемые региональные регуляторы, которые осуществляют тарифную политику в регионе. А в центральном аппарате контроль осуществляет ФАС.

Владимир Путин поблагодарил ФАС за хорошую работу. Глава государства поставил задачу антимонопольной службе России войти в двадцатку развитых стран мира, где действуют подобные службы. И я с уверенностью могу сегодня сказать (со слов Игоря Юрьевича Артемова, руководителя ФАС России), что ФАС Российской Федерации среди аналогичных служб мира находится на 17-м месте из 147 стран (сравнительного анализа). Неплохое место. И в принципе, как нас информировали, оно удовлетворяет и правительство, и руководителя страны.

Глава государства обратил особое внимание нашей службы на то, что мы должны способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, должны защищать права малого бизнеса, потому как сегодня в стране сложная экономическая ситуация, связанная с влиянием санкций, импортозамещением. Упор сделан на развитие малого и среднего бизнеса. Он должен взять на себя  задачу наполнения рынка товарами общего назначения. В этой связи разработан и будет введен в действие с первого января будущего года так называемый четвертый антимонопольный пакет. Это пакет поправок в действующее законодательство о закупках, о защите конкуренции, который призван либерализировать законодательство в отношении малого и среднего предпринимательства, а также «сгладить» проблемы отношений с естественными монополиями.

Естественные монополии, по сути, были созданы в советский период. Это топливно-энергетический комплекс, электроэнергетика, ряд добывающих отраслей. Они были созданы естественным путем и сегодня  - наше наследие. Но тем не менее мы должны не бороться с ними, а выступать в роли регулятора. С одной стороны, да, мы имеем монополию, но должны контролировать ее, чтобы она не злоупотребляла на рынке своим монопольным положением, ориентировать ее на выпуск качественной и недорогой продукции, а с другой стороны – следить за тем, чтобы кто-то не пытался саботировать добросовестную работу естественной монополии. К примеру, наша Биробиджанская ТЭЦ - субъект естественной монополии. Она дает тепло нашему городу. И мы должны смотреть, чтобы строго соблюдалось антимонопольное законодательство.

- Наверное, сегодня можно говорить об итогах работы управления ФАС по ЕАО в целом за 2015 год. Каким он был для вас?

- У нас есть отдел антимонопольного регулирования, он отслеживает нарушения закона о защите конкуренции, нарушения закона о рекламе. Другой отдел занимается закупками, каждый – своим делом. По тому же антимонопольному законодательству с начала года рассмотрено более 50-ти заявлений. 23 из них признаны необоснованными. То есть люди, думая, что жалуются в орган, который должен рассмотреть их заявление по существу, на самом деле обратились не по адресу. Тем не менее мы приняли все заявления и  рассмотрели. 20 из них направили в другие органы. Когда мы видим, что заявление гражданина или  компании рассматривать должен по существу другой орган, то мы обязаны действовать по закону - направить это заявление в орган, полномочный решать затронутые в заявлении проблемы.  Девяти гражданам даны разъяснения о том, куда надо обращаться, чтобы разрешить вопрос или проблему.

 Приведу несколько примеров других наших действий. Гражданин, проживающий в городе Хабаровске, имеет дачу на левом берегу Амура, на территории Еврейской автономной области - в районе поселка Приамурский. Дачник написал нам жалобу на железную дорогу. У дороги есть компания -  филиал, который по согласованию с Дальневосточной распределительной сетевой  компанией (ДРСК) занимается перетоком электроэнергии. Наряду со своими другими прописанными условиями хозяйствования филиал обязан предоставлять электроэнергию гражданам, которые имеют дачные участки, жилье в зоне действия филиала, где расположены его линии электропередачи.

Зная об этой обязанности, филиал тем не менее не спешил ее выполнять, хотя гражданин не единожды обращался с просьбой подключить его дачный домик к линии электропередачи. По существу филиал устранился от выполнения своих обязанностей.

Тогда гражданин подал жалобу в наше территориальное управление ФАС. Мы её рассмотрели. Обратились в компанию, которая не выполняла свои обязанности, побеседовали с гражданином, и нашим управлением был сделан вывод о том, что в этом районе, на левом берегу Амура, компания занимает доминирующее положение на рынке услуг по снабжению граждан электроэнергией, поскольку здесь более никто не осуществляет переток электроэнергии. Выходило, что компания не предоставила гражданину возможность пользоваться электричеством, хотя он в этом нуждался, и тем самым злоупотребила своим правом.   

Мы оштрафовали компанию на 160 тысяч рублей. И все, что нами было предписано компании, она сделала.

Другой пример. Житель города Биробиджана самостоятельно установил в своей квартире счетчики потребления холодной и горячей воды и обратился в свою управляющую компанию с просьбой принять счетчики и проводить расчет за услуги согласно показаниям приборов.  Управляющая компания в этом гражданину отказала.  Послала его то в одну инстанцию, то в другую. Тогда гражданин обратился к нам. Мы, вникнув в ситуацию, установили, что управляющая компания своими действиями нарушила существующее законодательство, и привлекли ее к административной ответственности в виде  штрафа. Штраф был уплачен.

 ФАС также контролирует исполнение 44-го федерального закона о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд. Всплеск нарушений 44-го федерального закона, как правило, происходит ближе к концу года. В это же время к нам приходит наибольшее количество жалоб на действия заказчиков, действия комиссий, которые осуществляют эти закупки, в том числе по электронным аукционам. Мы рассматриваем жалобы. На сегодня рассмотрено более 30 жалоб. Выявлены нарушения  закона 44 ФЗ как у заказчиков, так и у комиссий, которые рассматривают заявки. В дальнейшем такие нарушения могут привести к тому, что в отношении этих лиц и организаций будут заведены административные дела и накладываться административные штрафы.

- Почему количество жалоб увеличивается в конце года?

- Президент обратил внимание на эту проблему. Он всем сказал, что финансовый год, как и календарный, начинается с первого января. На самом деле ряд компаний распределяет часть денег по так называемому остаточному принципу. В тех же головных компаниях в конце года остаются значительные неизрасходованные суммы и принимаются срочные меры, чтобы  «освоить» деньги – их быстренько взяли и «кинули» своим территориальным органам. И те начинают срочно производить закупки товаров, услуг и так далее, которые планировали сделать ранее, к примеру в середине года, но денег им на это в середине года не давали. И вот деньги дали: территориальные структуры «скоропалительно» стремятся их израсходовать - и допускают ошибки. Потому что мало времени на то, чтобы выверить документацию, разработать ее в соответствии с требованием закона. Из-за поспешности, каких-то «неуклюжих» своих действий совершают ошибки именно в части составления документации.

Первая ошибка нередко  идет от заказчика, который в документации неправильно указал какие-то параметры того же товара, услуги, вида работ. Участник торгов вправе обратиться к заказчику и уточнить нужные ему сведения. Если участник их не получает или ответ его не устраивает, то он вправе обратиться с жалобой в тот территориальный орган ФАС России, на территории которого эта  закупка осуществляется.

Заказчик товара, услуги, каких-то работ, как правило, не жалуется, потому что ему нужно закупить товар при наименьших потерях и не «засветиться», чтобы на него никто жалобу не подал. А участники торгов, по мнению которых их права нарушены, считают, что у них есть все для заказчика  и они готовы по цене поторговаться, но не могут выйти на аукцион, поскольку заказчик установил какие-то параметры товара, являющиеся барьером, обращаются к нам с жалобами. И мы на комиссии рассматриваем жалобу, признаем ее обоснованной или отклоняем. При заказчике также создается комиссия. Подается заявка на конкурс – комиссия ее принимает, регистрирует. Аукцион выигрывает тот, кто предложил заказчику лучшие условия сделки. Бывает, что комиссия что-то просмотрела или отклонила заявку участника, по его мнению, необоснованно. Такой участник торгов вправе обратиться в территориальный орган ФАС. И мы будем рассматривать  жалобу.

Сегодня на территории Российской Федерации активно работает пять электронных площадок, и в электронном виде на площадках проводят аукционы. Вся работа направлена на экономию бюджетных средств. Кто ценник дал ниже и качество товара выше, тот и побеждает. Ранжирование производит сама площадка. Заказчик, узнав информацию с площадки, обязан заключить контракт с победителем аукциона. А наша  функция в этом деле контрольная.