лекарства

ФАС России разъясняет вопросы установления заказчиками требований к остаточным срокам годности лекарств

Устанавливаемые в документации о закупках требования государственных и муниципальных заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок. В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России разъясняет, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению. С полным текстом разъяснения, направленного в территориальные органы ФАС России и главам субъектов Российской Федерации можно ознакомиться, здесь. Пресс-служба ФАС России 

Тимофей Нижегородцев: Содержание инструкций лекарств, имеющих одно действующее вещество в одной форме выпуска и дозировке, должно быть одинаковым

ФАС России в ходе рассмотрения обращений ОАО «Фармасинтез» об отказе Минздрава России в регистрации лекарственных препаратов установила несоответствия инструкций по медицинскому применению оригинальных лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации, и тех же самых лекарственных препаратов, обращающихся на европейском рынке.Так, Минздрав России принял решение об отказе в государственной регистрации лекарственных препаратов Олитид (МНН Абакавир), Регаст (МНН Эфавиренз) и Дизаверокс (МНН Зидовудин+Ламивудин) на основании заключений ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России (далее – ФГБУ). В соответствии с заключениями ФГБУ во всех случаях отказ был мотивирован тем, что проекты инструкций по медицинскому применению упомянутых лекарственных препаратов необходимо доработать в соответствии с «актуальной информацией» об опыте клинического применения. На запросы ФАС России ФГБУ сообщило, что под «актуальной информацией» понимается информация, полученная из официальных источников, заслуживающих высокого доверия, например, интернет ресурсов Европейского медицинского агентства (ЕМА). Вместе с тем, инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов Олитид, Регаст и Дизаверокс, представленные ОАО «Фармасинтез» на регистрацию, соответствовали инструкциям по медицинскому применению оригинальных лекарственных препаратов – Зиаген (МНН Абакавир), Стокрин (МНН Эфавиренз) и Комбивир (МНН Зидовудин+Ламивудин), зарегистрированных на территории Российской Федерации. Таким образом, оригинальные лекарственные препараты Зиаген, Стокрин и Комбивир, зарегистрированные и находящиеся в обороте на территории Российской Федерации, имеют инструкции по медицинскому применению не соответствующие аналогичным инструкциям, одобренным ЕМА. Так, например, - в инструкции по медицинскому применению к лекарственному препарату Зиаген отсутствовала информация, в том числе о побочных действиях – гепатомегалия, жировая дистрофия печени, оппортунистические инфекции; - в инструкции препарата Стокрин отсутствовала информация, в том числе о противопоказаниях – дефицит лактозы, непереносимость лактозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция; - в инструкции препарата Комбивир отсутствовала информация, в том числе о побочном действии – гепатит, об особых указаниях по применению отсутствовали сведения по остеонекрозу, митохондриальной дисфункции.В результате, с одной стороны, на рынок не допускаются воспроизведенные лекарственные средства, сохраняется монополия хозяйствующих субъектов, выпускающих оригинальные лекарственные препараты, с другой стороны, применение оригинальных лекарственных препаратов небезопасно. Кроме того, это приводит к тому, что на рынке обращаются лекарственные средства с одним МНН, в одинаковой форме выпуска, дозировкой, способом применения, но с различными инструкциями по медицинскому применению. Поскольку выявленные противоречия могут привести к снижению безопасности применения лекарственных препаратов, ФАС России направила в Росздравнадзор информацию по факту обращения препаратов сравнения Зиаген, Стокрин и Комбивир, инструкции которых содержат неполную и недостоверную информацию о медицинском применении. В то же время, с целью предотвращения нарушения конкуренции среди препаратов сравнения и воспроизведенных лекарственных препаратов ФАС России направила предложения в Минздрав России. Минздрав России проинформировал производителей лекарственных препаратов, содержащих в качестве действующих веществ Абакавир, Зидовудин в сочетании с Ламивудином и Эфавиренз, о необходимости внесения соответствующих изменений в инструкции по медицинскому применению зарегистрированных лекарственных препаратов.Из письма Минздрава России следует, что в настоящее время в связи с заявлениями (от производителей лекарственных препаратов, содержащих в качестве действующих веществ Абакавир, Зидовудин в сочетании с Ламивудином и Эфавиренз) о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат, в установленном порядке по заданию министерства в ФГБУ проводятся соответствующие экспертизы. «Мы рассчитываем, что после рассмотрения этих случаев Минздрав России активизирует работу по приведению инструкций лекарственных препаратов, содержащих одно действующее вещество в одной форме выпуска и дозировке, к одинаковому содержанию, тем более, что соответствующие поправки в Закон об обращении лекарственных средств, облегчающие эту работу, согласованы в большом пакете поправок и внесены в Правительство Российской Федерации», - отметил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. Пресс-служба ФАС России 

Внесены изменения в ряд законодательных актов по вопросам охраны здоровья граждан

25 ноября 2013 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этим законом внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих или затрагивающих сферу охраны здоровья граждан. В соответствии с изменениями уточняется организационно-правовая форма медицинских организаций; приводятся в соответствие с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормы, касающиеся видов, форм и условий оказания медицинской помощи. Необходимо напомнить, что еще в 2009 году ФАС России в ходе проверок крупнейших фармацевтических компаний, действующих на территории Российской Федерации, выявила факты некорректного взаимодействия фармацевтических компаний с врачебным сообществом и государственными служащими, участвующими в формировании регистров пациентов и заявок на закупку лекарственных средств за бюджетный счет.Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 09.10.2009 ФАС России совместно с экспертным сообществом разработала нормы, предусматривающие регламентацию вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов медицинских и фармацевтических работников при организации лекарственной помощи населению, а также установление обязательных требований к врачам и фармацевтическим компаниям и ответственности за нарушение этих требований. Однако в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вошли только нормы, вводящие ограничения при осуществлении медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональной деятельности (статья 74), и нормы о предотвращении конфликта интересов медицинских и фармацевтической работников (статья 75).Важно, что в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» введены изменения, устанавливающие ограничения, налагаемые на инициаторов подкупа врачей и фармацевтов - фармацевтические компании и их представителей. Введены запреты на осуществление недобросовестной маркетинговой политики в виде передачи врачам денежного вознаграждения, организации их отдыха (в том числе с выездом за границу под видом участия в научных мероприятиях) за счет компаний, существенно ограничены возможности медицинских представителей по продвижению препаратов с помощью «точечного» взаимодействия с конкретными врачами и руководителями медицинских организаций. Вместе с тем, как отметил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев: «За нарушение требований и ограничений, установленных как для медицинских и фармацевтических работников, так и для фармацевтических компаний, в Кодексе об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность, что по нашему мнению делает их реализацию невозможной». В новом Федеральном законе также уточняется порядок прохождения процедур, связанных с государственной регистрацией лекарственных препаратов, и процедур экспертизы лекарственных средств.На Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по установлению порядка формирования различных перечней лекарственных препаратов. А именно: перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, минимального ассортимента лекарств, который обязаны обеспечивать аптечные организации и индивидуальные предприниматели (статьи 55 и 60 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»), перечня централизованно закупаемых за счёт средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных семью редкими и наиболее дорогостоящими нозологиями (7 нозологий) статья 15 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), перечня лекарств и медицинских изделий, предоставляемых социально незащищенным категориям граждан, в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи».Важно отметить, что в новом законе учтены предложения ФАС России:- об исключении из ряда федеральных законов, регулирующих вопросы оказания медицинской помощи, ограничений для медицинских организаций частной системы здравоохранения; - об обеспечении равных возможностей для всех фармацевтических компаний, производящих или реализующих аналогичные (взаимозаменяемые) лекарственные препараты для информирования медицинских работников о своих лекарственных препаратах в рамках проведения научных мероприятий, и введении запрета на создание фармкомпанией - инициатором проведения научного мероприятия дискриминационных условий для участников такого мероприятия; - о наделении Росздравнадзора полномочиями по выдаче обязательных предписаний об устранении нарушений в сфере охраны здоровья граждан, возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, об установлении ответственности за невыполнение предписаний Росздравнадзора и за воспрепятствование его деятельности при проведении им контрольных мероприятий;- об установлении административной ответственности за несообщение врачами и фармацевтами сведений о конфликте интересов, невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения бесплатной медицинской помощи (в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), неразмещение или несвоевременное размещение в сети «Интернет» программы ОМС и установленных тарифов на оплату медицинской помощи (норма позволит медицинским организациям частной системы здравоохранения своевременно принимать решение об участии в системе ОМС). Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принят Государственной Думой 15 ноября 2013 года и одобрен Советом Федерации 20 ноября 2013 года.С текстом Федерального закона № 317-ФЗ можно ознакомиться здесь.Пресс-служба ФАС России 

ФАС России напоминает об усилении ответственности за нарушения в рекламе лекарств и БАД

22 октября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Закон № 200-ФЗ), усиливающий ответственность за нарушения в рекламе лекарств и биологически активных добавок.Среди изменений, внесенных Законом № 200-ФЗ, необходимо отметить следующие:- реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. (Продолжительность такого предупреждения в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, должна составлять не менее чем три секунды, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд. Такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства);- вводится ответственность рекламораспространителя за нарушения в рекламе биологически активных добавок (помимо ранее установленной ответственности рекламодателя за такие нарушения);- нарушение установленных законодательством РФ о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также БАД выделяется как самостоятельный состав правонарушения, за которое устанавливается повышенная ответственность (штраф на юридических лиц составит от 200 до 500 тысяч рублей).«Уверен, что повышение ответственности рекламодателей и СМИ за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере позволит значительно предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан», - отметил Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов.

ФАС России предложила критерии взаимозаменяемости медицинских изделий

26 апреля 2012 года представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) приняли участие во II Всероссийском форуме «Поставки медицинского оборудования и изделий медицинского назначения в ЛПУ. Стратегия – 2012», проходившего в гостинице «Украина» в Москве.Сотрудники ФАС России выступили с докладами и приняли участие в дискуссиях по вопросам об основных нарушениях при проведении государственных закупок медицинских изделий, о развитии законодательства о торгах, а также по вопросу о взаимозаменяемости медицинских изделий.По итогам встречи представители ФАС России предложили подходы к классификации и критериям определения взаимозаменяемости медицинских изделий с целью развития конкуренции на соответствующих рынках.Смотрите также: Презентация "Взаимозаменяемость медицинских изделий"  Пресс-служба ФАС России