Анализ состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области за 2012 год.

Аналитический отчёт

 

 Анализ  состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области

за 2012 год.

   

  1. Общие положения.

 

Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013 – 2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12, Письма ФАС России № АГ/18850/13 от 15.05.2013 Еврейское  УФАС России провело обзор состояния конкуренции на мелкооптовых рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках дизельного топлива», разработанных на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

 

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

 

  • информация, полученная от администраций Муниципальных образований  Еврейской автономной области;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке (розничные, мелкооптовые продавцы данного товара) ЕАО;
  • государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты;
  • «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст ОК 034-2007 (КПЕС 2002). 

 

Цель Анализа:

 

  • оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках дизельного топлива на территории Еврейской автономной области, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов;
  • выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

 

  1.  Временной интервал исследования рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования целесообразно изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на обследуемых товарных рынках на 2013-2014 годы определён 2012 год.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктами 3.1,3.4, 3.5 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, с изменениями, утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст оптовую торговлю топливом относят к разделу G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», подразделу GА «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», классу 51.5 «Оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом», подклассу 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Функциональное назначение нефтепродуктов – использование их в качестве моторного топлива.

Цель потребления - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), установленных в автомобилях. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый, которые устанавливаются заводом изготовителем в процессе сборки машины.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия.

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: "Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...").

Согласно п.3.1 Порядка для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

Вместе с тем, автомобильные бензины и дизельное топливо, с точки зрения потребителя, не являются товарами-заменителями. Дизельный двигатель устанавливается на стадии производства автомобиля (это, как правило, сельскохозяйственный и грузовой транспорт, а также небольшое количество легкового транспорта). Бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Применение автобензина в дизельном двигателе приводит к разрушению двигателя. Замена бензинового двигателя на дизельный технически сложна и затратна.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 «дизельное топливо» и «автомобильные бензины» являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100). 

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при продаже их на АЗС, автомобильные бензины и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами:

Также в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Кроме того, с точки зрения продавца газобаллонное топливо не является взаимозаменяемым по способу хранения и реализации с дизельным топливом.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 00С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 200С и выше (t застывания топлива не выше минус 350С) и минус 300С и выше (t застывания топлива не выше минус 450С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 500С и выше.

Все вышеперечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Брендированные марки дизельного топлива различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar), следует рассматривать как одну товарную группу. 

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых рынков является мелкооптовая торговля дизельным топливом.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложения и сводятся к определению территории, на которой, с одной стороны, покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке. Это обусловлено экономической возможностью приобретения оптовых партий нефтепродуктов в пределах границ региона. Мелкооптовый рынок нефтепродуктов непосредственно связан с хранением товара на нефтехранилищах.

В Еврейской автономной области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов в лице крупных и мелких мелкооптовых компаний, стоящих между производителем и конечным покупателем, что приводит к многократной перепродаже нефтепродуктов.

Вторичный оптовый рынок нефтепродуктов включает в себя отгрузку с региональных нефтебаз автомобильным транспортом конечным потребителям.

Конечная стадия оборота дизельного топлива (поступление его от мелкооптовых продавцов к конечным потребителям в сферу розничной реализации или потребления) ограничивается границами Еврейской автономной области.

Для определения географических границ товарного рынка у мелкооптовых продавцов запрошена информация об объёмах поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации, с целью определения перечня, хозяйствующих субъектов, которые конкурируют друг с другом при осуществлении поставок данного товара. Информация по хозяйствующим субъектам мелкооптового рынка дизельного топлива представлена в Приложении Таблица 2

На основании вышеизложенного географические границы мелкооптового рынка дизельного топлива предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Еврейской автономной области.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке.

 

Согласно пункта 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

          При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на обследуемом рынке, учитывались данные и сведения, полученные от Территориального органа федеральной службы государственной статистики по ЕАО, сведения и данные, размещённые в сети Интернет, а так же информация от розничных продавцов нефтепродуктов на территории Еврейской автономной области (реализация нефтепродуктов через АЗС), являющихся потенциальными мелкооптовыми покупателями нефтепродуктов.

В Еврейской автономной области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов.

          В качестве продавцов на данном рынке выступают оптовые организации,  входящие в состав вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Из числа ВИНК в области осуществляют деятельность по мелкооптовой продаже нефтепродуктов две компании: ООО «РН-Востокнефтепродукт» (НК «РОСНЕФТЬ», г. Хабаровск, ул. Тургенева, д.46) в лице филиала и ОАО «Хабаровскнефтепродукт» (НК «АЛЬЯНС», г.Хабаровск, ул. Мухина,22).

В связи с отсутствием на территории Еврейской автономной области нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилищ, поставки нефтепродуктов на территорию области осуществляются мелким оптом собственными автоцистернами и бензовозами нефтяных компаний с Хабаровских нефтебаз. Так же оптовые поставки на территорию ЕАО осуществляются железнодорожным транспортом из других регионов в резервуары  и хранилища для последующей мелкооптовой продажи.

Покупателями на мелкооптовом рынке являются розничные продавцы нефтепродуктов (юридические лица, индивидуальные предприниматели), а также организации и учреждения Еврейской автономной области, осуществляющие закуп нефтепродуктов для собственных нужд путем проведения конкурсов и аукционов.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке

 

В соответствии с  разделом 5 Порядка в качестве основного показателя для определения объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на региональном мелкооптовом рынке дизельного топлива использован объем приобретения (или поставки) хозяйствующими субъектами региона.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов является объем продаж, в установленных географических границах за 2012 год.

В качестве показателя объема товарной массы использовался показатель объема продаж дизельного топлива в натуральном выражении (тонны) хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию нефтепродуктов, крупным промышленным предприятиям, приобретающим необходимые нефтепродукты, преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующим субъектам, приобретающим товар преимущественно для целей перепродажи.

Доля хозяйствующего субъекта на мелкооптовом рынке дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объемы и доли мелкооптовых поставщиков дизельного топлива, действующих на данном рынке, представлены в Таблице 1 Приложения к аналитическому отчету.

Общий объем исследуемого товарного рынка Еврейской автономной области в 2012 г. составил 14140,8 тонн дизельного топлива.

Информация об объёмах и долях хозяйствующих субъектов на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных в ЕАО представлена в Таблице 1 Приложения к аналитическому отчёту.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR) представлены в Таблице 2

Коэффициент рыночной концентрации (CR) по дизельному топливу составил 100%.

Индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составили более 5000.

Согласно п. 7.2 Порядка, учитывая, что все значения CR и HHI находятся в интервале 70% <= CR <= 100% и 5000 <= HHI <= 10000, уровни рыночной концентрации на мелкооптовых рынках дизельного топлива, в определенных географических границах, высокие.

Высокую степень концентрации товарных рынков мелкооптовой реализации дизельного топлива на территории Еврейской автономной области характеризует стабильно-лидирующее положение на протяжении ряда лет одних и тех же хозсубъектов (ОАО "Хабаровскнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт").

 

 

Таблица 2

 

Значения показателей уровня концентрации мелкооптового рынка дизельного топлива

 на территории Еврейской автономной области

 

Показатели уровня концентрации

ДТ

 

 

CR

100

HHI

5521,9

 

 

 

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды и определение барьеров

входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основными барьерами для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов являются:

- отсутствие сырьевой базы, в Еврейской автономной области нет нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилищ. Дизельное топливо поставляется с нефтехранилищ Хабаровского края и нефтеперерабатывающих заводов других регионов Российской федерации. Наиболее крупные хозяйствующие субъекты имеют прочные хозяйственные связи с продавцами нефтепродуктов, что дает им преимущество перед потенциальными конкурентами, желающими выйти на данный рынок;

- административные барьеры, связанные с выделением и оформлением земельных участков под строительство нефтебаз, а также процедуры связанные с соблюдением природоохранных и противопожарных требований;

- высокая арендная плата за нефтехранилища, емкости для хранения нефтепродуктов и АЗС;

- высокий уровень затрат на строительство нефтебаз (нефтехранилищ) и большие сроки окупаемости капитальных вложений;

- лицензирование деятельности по эксплуатации нефтебаз (нефтехранилищ);

- стратегия поведения действующих на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, направленных на создание преимуществ, для участников вертикально-интегрированных структур по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Анализ товарного рынка нефтепродуктов показал, что из-за отсутствия на территории области нефтеперерабатывающих предприятий, областной мелкооптовый рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны. Доставка автомобильного бензина осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом.

Для развития конкуренции на мелкооптовом рынке реализации нефтепродуктов необходимо появление большего количества новых конкурентоспособных независимых участников рынка.

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих мелкооптовый рынок дизельного топлива на территории Еврейской автономной области в 2012 году, позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые товарные рынки являются высококонцентрированными, с недостаточно развитой конкуренцией.

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.

В результате исследования выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на исследуемых рынках в 2012 г., в соответствии с частями 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов. При этом доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов должна быть не менее чем восемь процентов.

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, на обследуемом рынке действуют два хозсубъекта, совокупная доля которых по всем видам нефтепродуктов на рынке составила     100 %, при этом  доля каждого из участников на рынке превышает 8%. Доля ОАО «Хабаровскнефтепродукт» по дизельному топливу составила 33,8 %, доля ООО «РН-Востокнефтепродукт» по дизельному топливу составила 66,2%.

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:

 

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что мелкооптовый рынок реализации дизельного топлива на территории Еврейской автономной области является высококонцентрированным и относятся к товарному рынку с неразвитой конкуренцией.

Учитывая результаты проведенного анализа, считаю необходимым включить в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов конкретизировав вид деятельности следующий хозяйствующий субъект:

 Общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (ИНН 2723049957, г. Хабаровск, ул. Тургенева, д.46), с долей на рынке > 50 %, в географических границах Еврейская автономная область, по виду деятельности «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин» (ОКВЭД  51.51.2),  дизельное топливо.