Анализ состояния конкуренции на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Еврейской автономной области.

  • Общие положения.

Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 – 2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы», Поручения ФАС России  от 16.06.2017 №  АЦ/40555/17 Управление федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области провело анализ состояния конкуренции на рынке работ по строительству, реконструкции, и капитальному ремонту  дорог регионального и межмуниципального значения на территории Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции, и капитальному ремонту дорог регионального и межмуниципального значения, которые разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

  • данные, полученные от Управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области, Муниципальных образований Еврейской автономной области;
  • сведения с официального портала органов государственной власти ЕАО;
  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;
  • законодательные акты, строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог, нормативные акты.

Цель Анализа:

  • оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог регионального и межмуниципального значения;
  • установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • Определение временного интервала исследования.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог регионального и межмуниципального значения, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы, определён периодом с 01.01.2015 по 31.12.2016 (за 2 года).

  • Определения продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

  1. Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.
  2. На основании нормативных правовых актов.

        В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

Под платной автомобильной дорогой понимается автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с Законом об автомобильных дорогах.

Под автомобильной дорогой, содержащей платный участок понимается автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с Законом об автомобильных дорогах и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (платный участок автомобильной дороги).

Согласно статье 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  • автомобильные дороги федерального значения;
  • автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (пункт 2 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки (пункт 8 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль;

б) скоростная автомобильная дорога;

в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Закона об автомобильных дорогах (пункт 3 Правил).

Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IA категория.

Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.

Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IB, II, III, IV и V категории.

Согласно статье 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом об автомобильных дорогах.

Согласно положениям статьи 33 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В соответствии со пунктами 9 и 10 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Исходя из этого из всех работ, связанных со сферой дорожной деятельности, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения являются сопоставимыми по введенным критериям, взаимозаменяемыми и могут быть отнесены к одному рынку.

  1. На основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

        В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятому Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст. строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог относят к разделу F «Строительство», к классу 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» подклассу 42.1 «Дороги автомобильные и железные; строительные работы по строительству автомобильных дорог и железных дорог», группам 42.11 «Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются работы исключительно по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В анализе не учитываются работы по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог, а также дорожная деятельность в отношении искусственных дорожных сооружений.

                 IV . Определение географических границ товарных рынков.

Процедура определения географических границ товарного рынка определяется, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар (услугу) на данной территории.

Федеральными автомобильными дорогами являются автомобильные дороги общего пользования, относящиеся к федеральной собственности, обеспечивающие общегосударственные транспортные связи Российской Федерации.

Территориальными автомобильными дорогами являются дороги общего пользования, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – территория Еврейской автономной области, обеспечивающие межрегиональные и внутрирегиональные транспортные связи.

Автомобильные дороги, находящиеся в частной собственности, на территории ЕАО отсутствуют.

 Протяженность автомобильных дорог в Еврейской автономной области составляет 1,6 тыс. км. Основная магистраль проходящая по территории области – трасса федерального значения «Амур» (Чита - Хабаровск – Биробиджан – Облучье – Амурская область).  Наземная транспортная сеть обеспечивает выход к речным контрольно-пропускным пунктам на границе с Китайской народной республикой.

Согласно Методических рекомендаций по подготовке анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы рынка услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог определены административными границами субъектов Российской Федерации, территорией на которой зарегистрированы и действуют участники рынка – территория Еврейской автономной области. В качестве метода определения географических границ товарного рынка был выбран метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

При этом для целей настоящего исследования районами продаж являются районы фактически выполненных работ.

 Размещение заказа на выполнение работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурсов, аукционов, уполномоченным на это органом, выполняющим функции государственного заказчика

На территории Еврейской автономной области уполномоченным органом, выполняющим функции государственного заказчика в отношении дорог регионального и межмуниципального значения, является «Управление автомобильных дорог правительства Еврейской автономной области» (далее –Управление автомобильных дорог).

Управление автомобильных дорог является специально уполномоченным органом, созданным для решения вопросов управления дорожной отраслью, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, реализующим единую государственную политику по развитию сети автомобильных дорог Еврейской автономной области.

На основании вышеизложенного географические границы исследуемого рынка определены, как административные границы Еврейской автономной области.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном  рынке.

В связи с тем, что работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляются на конкурсной основе, количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог в ЕАО, было определено, как количество хозяйствующих субъектов, выполнивших подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами.

Функции Заказчика на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории Еврейской автономной области выполняет «Управление автомобильных дорог и транспорта правительства области.

Сведения об объемах финансирования, генеральных подрядчиках, контрактах и объемах выполненных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения за 2015-2016 годы определён согласно сведений, представленных Управлением автомобильных дорог.

Данная информация представлена в Приложении к аналитическому отчёту таблицы 2-4. 

          На основании данных Управления автомобильных дорог, подрядные работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог на территории ЕАО в 2015-2016 гг. производились двумя хозяйствующими субъектами:

  • ООО «Биробиджанское дорожное ремонтно-строительное управление» ИНН 7906504240, юридический адрес 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д.65, фактический адрес 679016, г. Биробиджан, ул. Комбайностроителей, 38, д.7;
  • ООО ПМК «Биробиджанводстрой» ИНН 7906000764, (680032, г. Хабаровск, ул. Автономная, 3а, почтовый адрес 679510, ЕАО, Биробиджанский р-н, с. Птичник, ул. Советская, д. 139).
  • Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках

          Основным показателем для расчёта общего объема рынка услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог регионального и межмуниципального значения является показатель объема выполненных работ по заключенным договорам (контрактам, соглашениям) в стоимостном выражении (руб.).

          В качестве источников расчета объема выполненных работ на территории Еврейской автономной области использовались сведения и данные представленные органами государственной власти, осуществляющими контроль в сфере строительства и ремонта дорог, а так же хозяйствующими субъектами осуществляющих данную деятельность.

Общий объем выполненных подрядных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог для государственных и муниципальных нужд на территории ЕАО за 2015-2016 годы в стоимостном выражении составил 766,3 млн.руб..

Объем выполненных работ в 2015 году составил 365,4 млн.руб., в 2016 году – 400, 9 млн. руб.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, каждого хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка на территории ЕАО по итогам каждого года.

Информация об объёмах и долях генеральных подрядчиков, выполнивших строительные работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории ЕАО представлена в Приложении таблицы №  2- № 5.

Согласно проведенного анализа состояния конкуренции и расчёта долей хозяйствующих субъектов на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог регионального и межмуниципального значения на территории Еврейской автономной области в 2015-2016 годах осуществляли деятельность два хозяйствующих субъекта: Общество с ограниченной ответственностью «Биробиджанское дорожное ремонтно-строительное управление», Общество с ограниченной ответственностью ПМК «Биробиджанводстрой».

Доля ООО «БДРСУ» в общем объёме строительства, реконструкции, и капитального ремонта дорог на территории ЕАО за 2015 год составила 24,0 %, за 2016 год составил 27,2%.

Доля ООО ПМК «Биробиджанводстрой» в общем объёме строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог на территории ЕАО за 2015 год составила 75,9 %, за 2016 год составил 72,8%.

  • Уровень концентрации товарного рынка.

Для определения уровня концентрации рынка услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определённого числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 б)  индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CR) исследуемого рынка отражены в таблице.

Уровень концентрации на рынке строительства,

Реконструкции и капитального ремонта дорог.                                                                                                                   

 

 

2015

2016

Индекс рыночной концентрации

Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 

6337,8

 

6040

Коэффициент рыночной

концентрации (CR-3) , в т.ч.:

 

100

 

100

ООО «БДРСУ»

24,0

27,2

ООО «Биробиджанводстрой»

75,9

72,8

 
  • Определение барьеров входа на товарные рынки.

Определение барьеров входа на товарный рынок представляет собой
определение обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Главным барьером при вхождении новых участников на рассматриваемый рынок является необходимость наличия развитой производственной базы, позволяющей проводить требуемые виды работ для дорожной сети (специализированная дорожная техника, наличие оборотных средств для закупки материалов, допуск к нерудным строительным материалам, наличие специалистов, налаженное оборудование), вхождение организации в саморегулируемые организации (СРО). Существуют определённые и административные и экономические ограничения для входа на данный товарный рынок, требуется получение лицензий на освоение того или иного месторождения, трудоёмкое и затратное по времени оформление разрешительных документов, требования, предъявляемые к качеству материалов (Госты, СНиПы, ТУ и т.д.)

          Из числа проблем, с которыми сталкиваются дорожные строительные организации при осуществлении дорожного строительства, были отмечены проблемы, связанные при сдаче объекта в эксплуатацию, при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при прохождении государственной экспертизы. 

  • Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

        Сводные результаты оценки состояния конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризуют рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог на территории ЕАО, как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

Согласно проведенного анализа состояния конкуренции за 2015-2016 годы и расчёта долей хозяйствующих субъектов на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог регионального и межмуниципального значения на территории Еврейской автономной области действовали два хозяйствующих субъекта:

Общество с ограниченной ответственностью «Биробиджанское дорожное ремонтно-строительное управление» (680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д.65), с долей на рынке за 2015 год - 24,0%, за 2016 год  - 27,2%

Общество с ограниченной ответственностью ПМК «Биробиджанводстрой», (680032, г. Хабаровск, ул. Автономная, 3а), с долей на рынке за 2015 год – 75,9 %, за 2016 год  - 72,8 %.

ООО ПМК «Биробиджанводстрой» в период 2015-2016 года имело необходимые и достаточные признаки доминирующего положения на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог регионального и межмуниципального значения, в географических границах Еврейской автономной области.

          В анализируемом периоде нарушений антимонопольного законодательства на рынках строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог регионального и межмуниципального значения на территории Еврейской автономной области не зафиксировано.