О поступлении жалобы от ООО «СТРОИПУТЬСЕРВИС»
Жалоба на действия заказчика и аукционной комиссии
по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе
«Проектирование и строительство пожарной части на 4 машино-выезда в городе Облучье,
Еврейской автономной области (в рамках реализации Федеральной целевой программы
«Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года».
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области был объявлен открытый аукцион на право заключить государственный контракт на проектирование и строительство пожарной части на 4 машино-выезда в городе Облучье, Еврейской автономной области (в рамках реализации Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», далее по тексту - «открытый аукцион» (Официальный сайт в сети Интернет, на котором размещена документация www.zakupki.gov.ru. извещение № 091124/004037/12). В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 14.01.2010, размещенным на официальном сайте Заказчиком, далее по тексту – «протокол № 1 от 14.01.2010» в состав аукционной комиссии вошли:
Председатель комиссии - Сафронов А.В.;
Члены комиссии:
- Карамышев Д.М.;
- Солодаренко Л.А.
- Болдачева И.И.
- Дергачев Д.В.
Секретарь аукционной комиссии - Плотникова Л.А.
ООО «СТРОИПУТЬСЕРВИС» была подана заявка на участие в открытом аукционе заказчику в Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области.
В соответствии с протоколом № 1 от 14.01.2010 ООО «СТРОИПУТЬСЕРВИС» было отказано в допуске к открытому аукциону.
Считаем данный отказ в допуске к открытому аукциону незаконным по следующим основаниям:
1. Отказ был сделан на основании «п. 1.1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - предоставление недостоверных сведений об исполнении условий Государственного контракта (Предложение о функциональных и качественных характеристиках работ содержит расхождения в датах получения разрешения на строительство - до 07.06.2010 г., начало строительно-монтажных работ - 07.02.2010 г., срок сдачи объекта в эксплуатацию - 10.12.2010 г.».
Вместе с этим статья 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вообще не содержит п. 1.1., а тем более такого основания для отказа как «предоставление недостоверных сведений об исполнении условий Государственного контракта».
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": «Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается».
2. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в состав заявки на участие в аукционе включены сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 35 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документов и сведений, не допускается (часть 3 статьи 35 названного Федерального закона).
Предложение о функциональных и качественных характеристиках работ (Приложении № 3 документации об открытом аукционе), на которое заказчик сослался, отказывая ООО «СТРОИПУТЬСЕРВИС» в допуске к участию в аукционе содержит таблицу обязательную для заполнения участниками размещения заказа под названием «Наименование и стоимость проектных и строительно-монтажных работ», которая кроме этого содержит еще и графу для заполнения «Дата выполнения»:
№ п/п |
Наименование работ |
Дата выполнения |
|
Проектные работы |
|||
1 |
Получение исходно-разрешительной документации: |
|
|
|
Заключения СЭС о соответствии санитарным правилам земельного участка под строительство (с протоколами исследований) |
|
|
|
Градостроительный план |
|
|
|
Архитектурно-планировочного задания на проектирование |
|
|
|
Топографической съемки |
|
|
|
Технических условий на проектирование (на все виды коммунального обеспечения, ГИБДД, мероприятия ГО и мероприятия по предупреждению ЧС) |
|
|
2 |
Инженерные изыскания: |
|
|
|
Инженерно-геологические работы |
|
|
|
Инженерно-геодезические работы |
|
|
3 |
Проектирование |
|
|
|
Расчет нагрузок по проектным параметрам для получения технических условий |
|
|
|
Эскизный проект, проект, инженерно-изыскательские работы, проектные работы и рабочая документация |
|
|
|
Сопровождение документации в государственной экспертизе для получения положительного заключения государственной экспертизы |
|
|
|
Рабочая документация |
|
|
4 |
Согласования: |
|
|
|
Согласование проектной документации с компетентными государственными и заинтересованными организациями |
|
|
|
Получение положительного заключения госэкспертизы и ее оплата |
|
|
|
Получение разрешения на строительство |
|
|
Итого (сумма прописью) |
|
||
Строительно-монтажные работы |
|||
1 |
Строительство (в соответствии с календарным план графиком разработанным по всем видам работ и мероприятиям необходимых для вода объекта в эксплуатацию) |
|
|
2 |
Технологические присоединения к инженерным сетям согласно технических условий и согласованных проектных решений по инженерным сетям с поставщиками услуг, а так же оплата технологических присоединений, выполнение Технических условий |
|
|
3 |
Обеспечение рабочих мест оборудованием, мебелью и инвентарем и их монтаж |
|
|
4 |
Другие виды работ в соответствии с техническим заданием |
|
|
Итого (сумма прописью) |
|
||
Общая сумма предложения |
|
||
«Дата выполнения работ» не является сведениями о качестве работ, входящими в состав заявки на участие в аукционе в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Считаем, что наименование Приложения № 3 документации об открытом аукционе «Предложение о функциональных и качественных характеристиках работ» не соответствует фактическому содержанию этого приложения, в связи с чем, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 35, части 2 статьи 12 названного Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" сама документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Таким образом, сроки выполнения работ должны были быть установлены документацией об аукционе в качестве показателя, связанного с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Такая же позиция нашла отражение и в практике рассмотрения аналогичных дел Управлением ФАС по Хабаровскому краю.
Так в решении Управления ФАС по Хабаровскому краю № 219 от 28.12.2009 указано следующее (стр. 4 решения):
Положением ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать сведения, предусмотренные пунктами 2-4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 Закона № 94- ФЗ
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, конкурсная документация должна содержать сведения о месте, условиях и сроках выполнения работ.
В связи с этим комиссия Управления ФАС по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов приходит к выводу о том, что требования государственного заказчика о предоставлении участником размещения заказов графика выполнения работ противоречит требованиям ч. 4 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
Исходя из того, что в силу ч. 4 ст. 34, п. 4 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 5 г. N 94-ФЗ, сроки выполнения работ должны содержаться в документации об аукционе, считаем, что требование о заполнении таблицы с графой дата выполнения работ, содержащейся в Предложении о функциональных и качественных характеристиках работ Приложении № 3 документации об открытом аукционе), является незаконным.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 проекта государственного контракта (Приложение № 7 документации об открытом аукционе) установлены сроки выполнения работ по контракту: «4.1. Дата начала работ: дата подписания настоящего Контракта; 4.2. Дата окончания работ: 10 декабря 2010 года».
В силу п. 1 ст. 708 ГК РФ: «В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки)».
Таким образом, сроки выполнения отдельных этапов работ по государственному контракту, не являются существенными условиями для данного вида контракта и включение их в документацию об открытом аукционе не является в соответствии с законом обязательным.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
Протокол № 1 от 14.01.2010 не содержит необходимых сведений, которые в соответствии с законом должны быть включены в него в обязательном порядке, в том числе:
А) положения Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа.
Статья 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не содержит п. 1.1., а тем более такого основания для отказа как предоставление недостоверных сведений об исполнении условий Государственного контракта», на которые ссылается заказчик в протоколе № 1 от 14.01.2010;
Б) указание положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа.
В протоколе № 1 от 14.01.2010 нет указания положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе участника размещения заказа ООО «СТРОЙПУТЬСЕРВИС» в части указания сроков отдельных этапов работ по контракту, поскольку сама документация об аукционе не содержит показателей о таких сроках (в ней есть лишь начальный и конечный сроки выполнения работы, п. 4.1, 4.2 проекта государственного контракта (Приложение № 7 документации об открытом аукционе).
Отсутствие указанных сведений в протоколе является нарушением императивной нормы, содержащейся в ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также свидетельствует об отсутствии оснований незаконности принятого аукционной комиссией решения.
4. Считаем, что при размещении заказа на «Проектирование и строительство пожарной части на 4 машино-выезда в городе Облучье, Еврейской автономной области рамках реализации Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» документацией об аукционе были установлены требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные законом и в состав заявки были включены документы, не предусмотренные законом.
Требования к содержанию заявки на участие в аукционе установлены частью 2 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 35 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документов и сведений, не допускается (часть 3 статьи 35 названного Федерального закона).
Требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов установлены статьей 11 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Кроме названных в частях 1-3 указанной статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа (часть 4 статьи 11 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В силу ч. 2.1. ст. 34 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ: «Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом».
1) Закон не содержит требований о приложении к заявке на участие в аукционе лицензий субподрядных организаций и предварительных договоров с ними. Однако документация об открытом аукционе содержит такие требования (РАЗДЕЛ III: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ АУКЦИОНЕ, Подраздел 3.2. «Заявка на участие в аукционе должна содержать», пункт 3, подпункт б), о чем ООО «СТРОЙПУТЬСЕРВИС» указывало в своем запросе на разъяснение положений документации об аукционе.
Письмом от 16.10.2008 № АЦ/26667 ФАС России дала разъяснения законодательства о размещении заказов в части указания субподрядчиков. В данном письме отмечено со ссылкой на ч. 3, 4 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, что «заказчик не вправе обязывать участника размещения заказа указывать в заявке на участие в конкурсе материалы и оборудование с копиями документов, подтверждающие факт оплаты (платежных поручений, приходных ордеров, актов взаимозачета), сертификаты на основные строительные материалы, а также технические паспорта и руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию на санитарно-техническое, технологическое и электрооборудование согласно выставленных счетов-фактур. Государственный заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней рассматривает, оформляет представленные документы и принимает решение об оплате или направляет обоснованный отказ».
Требование предоставления счет-фактур на материалы и оборудование с копиями документов, подтверждающие факт оплаты (платежных поручений, приходных ордеров, актов взаимозачета), может быть обосновано только при предварительной ориентировочной цене контракта) и возможности ее перерасчета в соответствии с документально подтвержденными фактическими затратами.
В силу ч. 4.1 ст. 9 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Как разъяснено заказчиком (п. 11 разъяснений от 29 декабря 2009 года), предоставление документов указанных в п. 3.3.2 Приложения № 7 «Проект государственного контракта» является обоснованным, поскольку п. 2.17 документации об аукционе предполагает возможность изменения цены государственного контракта в соответствии с п. 6 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Считаем, что допустимо при изменении цены государственного контракта требовать указанные первичные документы с поставщиками материалов и субподрядными организациями, выполняющими дополнительные работы. Однако ставить в зависимость оплату основной цены государственного контракта, определенной по итогам аукциона, от предоставления таких документов по всем работам, предусмотренным государственным контрактом, считаем незаконным.
5. При внесении изменении заказчиком в документацию об аукционе было нарушено требование Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ о переносе сроков подачи заявок. ИЗВЕЩЕНИЕ № 3 о внесение изменений в документацию об аукционе опубликовано на официальном сайте 26.12.2009.
В силу ч. 3.1. ст. 33 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, при внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона, срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение о проведении открытого аукциона, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе кой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. При внесении заказчиком изменений в извещение о проведении открытого аукцион, размещенных на официальном сайте 09.12.2009 и 15.12.2009, срок подачи заявок со ссылкой п. 3.1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, продлялся соответственно до 25 декабря 2009 года и 11 января 2010 года. Однако при размещении на официальном сайте ИЗВЕЩЕНИЯ № 3 о внесение изменений в документацию об аукционе 26.12.2009 срок подачи заявок продлен не был, что является нарушением ч. 3.1. ст. 33 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
На основании вышеизложенного, просим:
1. Руководствуясь ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд приостановить размещение заказа на "Проектирование и строительство пожарной части на 4 машино-выезда в городе Облучье, Еврейской автономной области (в рамках реализации Федеральной целевой программы пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года » (извещение № 124/004037/12) до рассмотрения настоящей жалобы на действия заказчика и аукционной комиссии по существу;
2. Признать недействительным отказ в допуске ООО «СТРОЙПУТЬСЕРВИС» к открытому аукциону на право заключить государственный контракт на «Проектирование и строительство пожарной части на 4 машино-выезда в городе Облучье, Еврейской автономной области (в рамках реализации Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»)» (извещение № 124/004037/12) и обязать аукционную комиссию и заказчика Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области допустить его к участию в этом аукционе;
3. Признать недействительным протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключить государственный контракт на «Проектирование и строительство пожарной части на 4 машино-выезда в городе Облучье, Еврейской автономной области (в рамках реализации Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» протокол № 1 от 14.01.2010 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе аукционной комиссии Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области и обязать аукционную комиссию и заказчика Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области отменить протокол № 1 от 14.01.2010 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
4. Признать аукционную комиссию и заказчика Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области нарушившими требования части 2 статьи 12, части 4 статьи 34, пункта 4 части 4 статьи 22, части 3 статьи 36, части 2.1. статьи 34, частей 2 и 3 статьи 35 Федерального закона от 21 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".