злоупотребление доминированием

ФАС России отстояла свою позицию в отношении ОАО «РЖД», дело отправлено на новое рассмотрение

18 марта 2013 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отправил на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в отношении ОАО «РЖД» по фактам массовых отказов грузоотправителям в исполнении заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом в вагонах перевозчика, что оплачивается в соответствии с установленными ФСТ России тарифами. Напомним, 22 ноября 2011 года ФАС России признала субъект естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок - ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство.Дело было возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства группой лиц в составе: ОАО «РЖД» (субъект естественной монополии – перевозчик грузов железнодорожным транспортом, собственник инфраструктуры железнодорожного транспорта), ОАО «Первая грузовая компания» (собственник подвижного состава), ОАО «Вторая грузовая компания» (собственник подвижного состава).Основанием для возбуждении дела послужили многочисленные обращения грузоотправителей, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о снижении доступности услуг грузовых железнодорожных перевозок при неконтролируемом росте стоимости перевозок. Также в жалобах речь шла о необоснованном уклонении субъекта естественной монополии от приема, согласования и исполнении заявок на перевозки грузов в инвентарном парке, владение которым на праве собственности и (или) ином законном праве осуществляется перевозчиком.«Суды нижестоящих инстанций не исследовали влияние действий ОАО «РЖД» на экономическую ситуацию. Так в результате антиконкурентных действий ОАО «РЖД» произошло снижение доступности услуг с 90% до 60 % для крупных грузоотправителей и с 75-80 % до 30% для малого и среднего бизнеса. Рост стоимости вагонной составляющей составил до 2 раз, а стоимости перевозки – до 30%», - отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.Пресс-служба ФАС России    

ОАО «Федеральная пассажирская компания» закрывает вход на рынок технического обслуживания пассажирских вагонов

23 марта 2012 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившихся в создании препятствий к доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, а также в осуществлении при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Ранее, 29 ноября 2011 года, ОАО «ФПК» объявило открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в пассажирских вагонах всех типов в 2012 – 2026 годах. Такие работы должны проводиться на территории 53 вагонных депо/участков расположенных в различных регионах Российской Федерации, которые, согласно условиям конкурса, передаются в аренду победителю. После объявления конкурса в документацию были внесены изменения, в том числе в части ужесточения квалификационных требований, предъявляемых к его участникам. Одним из таких требований являлось наличие среднегодового опыта выполнения работ, аналогичного предмету проводимого конкурса, объемом не менее 15% от ориентировочного годового объема указанного в техническом задании конкурса, что составляет почти миллиард рублей. Кроме того, одним из требований, предъявляемых к претендентам на участие в конкурсе, было наличие оборудования, либо возможности приобрести оборудование, для дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента на сумму не менее чем 250 млн. рублей без НДС. Конкурсные заявки поступили от четырех хозяйствующих субъектов, три из которых были признаны несоответствующими квалификационным требованиям конкурсной документации. В этой связи конкурс был признан несостоявшимся, а ОАО «ФПК» заключило договор с единственным допущенным участником – ООО «Трансремком». По мнению ФАС России, совокупность требований к участникам проводимых торгов, предполагаемый объем работ, а также сумма необходимых инвестиций создали непреодолимые препятствия в возможности участия в конкурсе большему числу претендентов. Кроме того, передача одному хозяйствующему субъекту такого большого объема работ на столь длительный срок создает препятствия для входа на рынок ремонта электрического и электронного оборудования в пассажирских вагонах другим хозяйствующим субъектам и может привести к ограничению конкуренции. Справка: • В соответствии со ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.• В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.Пресс-служба ФАС России<div style="font-size: 11px; font-weight: bold; margin-bottom: 5px; border-bottom: 1px solid #000">Новосибирское УФАС России</div><p><span style="text-align: justify; ">23 марта 2012 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении ОАО &laquo;Федеральная пассажирская компания&raquo; (ОАО &laquo;ФПК&raquo;) по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Федерального закона &laquo;О защите конкуренции&raquo;, выразившихся в создании препятствий к доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, а также в осуществлении при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.</span></p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p style="text-align: justify; ">Ранее, 29 ноября 2011 года, ОАО &laquo;ФПК&raquo; объявило открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в пассажирских вагонах всех типов в 2012 &ndash; 2026 годах. Такие работы должны проводиться на территории 53 вагонных депо/участков расположенных в различных регионах Российской Федерации, которые, согласно условиям конкурса, передаются в аренду победителю.</p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p style="text-align: justify; ">После объявления конкурса в документацию были внесены изменения, в том числе в части ужесточения квалификационных требований, предъявляемых к его участникам. Одним из таких требований являлось наличие среднегодового опыта выполнения работ, аналогичного предмету проводимого конкурса, объемом не менее 15% от ориентировочного годового объема указанного в техническом задании конкурса, что составляет почти миллиард рублей.</p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p><span style="text-align: justify; ">Кроме того, одним из требований, предъявляемых к претендентам на участие в конкурсе, было наличие оборудования, либо возможности приобрести оборудование, для дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента на сумму не менее чем 250 млн. рублей без НДС.</span></p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p><span style="text-align: justify; ">Конкурсные заявки поступили от четырех хозяйствующих субъектов, три из которых были признаны несоответствующими квалификационным требованиям конкурсной документации. В этой связи конкурс был признан несостоявшимся, а ОАО &laquo;ФПК&raquo; заключило договор с единственным допущенным участником &ndash; ООО &laquo;Трансремком&raquo;.</span></p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p><span style="text-align: justify; ">По мнению ФАС России, совокупность требований к участникам проводимых торгов, предполагаемый объем работ, а также сумма необходимых инвестиций создали непреодолимые препятствия в возможности участия в конкурсе большему числу претендентов. Кроме того, передача одному хозяйствующему субъекту такого большого объема работ на столь длительный срок создает препятствия для входа на рынок ремонта электрического и электронного оборудования в пассажирских вагонах другим хозяйствующим субъектам и может привести к ограничению конкуренции.</span></p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p style="text-align: justify; margin-left: 40px; ">Справка:</p><p style="text-align: justify; margin-left: 40px; ">&nbsp;</p><p style="text-align: justify; margin-left: 40px; ">&bull; В соответствии со ст. 17 ФЗ &laquo;О защите конкуренции&raquo; при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.<br /><br />&bull; В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ &laquo;О защите конкуренции&raquo; запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.</p><p style="margin-left: 40px; text-align: right; ">Пресс-служба ФАС России</p><div style="font-size: 11px; font-weight: bold; margin-top: 5px; border-top: 1px solid #000"><a href="http://novosibirsk.fas.gov.ru/node/7059">полная версия статьи</a></div>