Возможно ли дерегулировать услуги по транспортировке нефтепродуктов?

21 декабря 2015 в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов. В рамках заседания эксперты обсудили вопрос о дерегулировании в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Открыл заседание председатель Экспертного совета, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин: «Регулятор не имеет права сдерживать экономически обоснованный переход хоз. субъекта из состояния естественно-монопольного в конкурентное состояние рынка. Говоря о дерегулировании в сфере транспортировки нефтепродуктов, необходимо знать, есть или нет условия для конкуренции. Для проведения соответствующего анализа рынка, в свою очередь нужно понимать, как оцениваются границы рынка пользователями услуг по транспортировке нефтепродуктов. Это одни из тех вопросов, на которые нам предстоит ответить совместно с экспертами».

Далее выступил первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Максим Гришанин. В своем докладе он подчеркнул, что при транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок Транснефть не является доминирующим транспортировщиком и не отвечает признакам естественной монополии. Тарифы компании являются конкурентными по отношению к тарифам РЖД с учётом комбинированной транспортировки до конечного потребителя. 

По словам Максима Гришанина, при транспортировке нефтепродуктов на экспорт, а также транспортировке самолетного топлива и авиационного бензина на локальных рынках Транснефть является доминирующим транспортировщиком (наряду с РЖД), но не отвечает признакам естественной монополии. Тарифы также являются конкурентными по отношению к тарифам РЖД. 

«Из этого следует, что отказ от ценового регулирования оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов возможен. Этот рынок является конкурентным, и может быть дерегулирован без ущерба для потребителей», - заявил Максим Гришанин.

Подводя итоги заседания, Анатолий Голомолзин отметил: «Наш предварительный анализ показывает, что предпосылки для дерегулирования этой сферы есть. Однако важными являются те условия, при которых эта мера станет возможной. Необходимым является условие наличия конкуренции, а не состояния естественной монополии на этом рынке. Дополнительное условие - наличие представительных индикаторов цен на услуги по транспортировке нефтепродуктов всеми видами транспорта (трубопроводным, железнодорожным, автомобильным и водным). Также правила недискриминационного доступа должны гарантировать права потребителей по доступу на рынок и получения ими услуг по транспортировке нефтепродуктов». 

Было решено сформировать Рабочую группу при Экспертном совете для обсуждения рисков, связанных с дерегулированием, и условий, при которых оно станет возможным.