нефтепродукты

Возможно ли дерегулировать услуги по транспортировке нефтепродуктов?

21 декабря 2015 в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов. В рамках заседания эксперты обсудили вопрос о дерегулировании в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.Открыл заседание председатель Экспертного совета, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин: «Регулятор не имеет права сдерживать экономически обоснованный переход хоз. субъекта из состояния естественно-монопольного в конкурентное состояние рынка. Говоря о дерегулировании в сфере транспортировки нефтепродуктов, необходимо знать, есть или нет условия для конкуренции. Для проведения соответствующего анализа рынка, в свою очередь нужно понимать, как оцениваются границы рынка пользователями услуг по транспортировке нефтепродуктов. Это одни из тех вопросов, на которые нам предстоит ответить совместно с экспертами».Далее выступил первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Максим Гришанин. В своем докладе он подчеркнул, что при транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок Транснефть не является доминирующим транспортировщиком и не отвечает признакам естественной монополии. Тарифы компании являются конкурентными по отношению к тарифам РЖД с учётом комбинированной транспортировки до конечного потребителя. По словам Максима Гришанина, при транспортировке нефтепродуктов на экспорт, а также транспортировке самолетного топлива и авиационного бензина на локальных рынках Транснефть является доминирующим транспортировщиком (наряду с РЖД), но не отвечает признакам естественной монополии. Тарифы также являются конкурентными по отношению к тарифам РЖД. «Из этого следует, что отказ от ценового регулирования оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов возможен. Этот рынок является конкурентным, и может быть дерегулирован без ущерба для потребителей», - заявил Максим Гришанин.Подводя итоги заседания, Анатолий Голомолзин отметил: «Наш предварительный анализ показывает, что предпосылки для дерегулирования этой сферы есть. Однако важными являются те условия, при которых эта мера станет возможной. Необходимым является условие наличия конкуренции, а не состояния естественной монополии на этом рынке. Дополнительное условие - наличие представительных индикаторов цен на услуги по транспортировке нефтепродуктов всеми видами транспорта (трубопроводным, железнодорожным, автомобильным и водным). Также правила недискриминационного доступа должны гарантировать права потребителей по доступу на рынок и получения ими услуг по транспортировке нефтепродуктов». Было решено сформировать Рабочую группу при Экспертном совете для обсуждения рисков, связанных с дерегулированием, и условий, при которых оно станет возможным.

Контроль за ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов на территории ЕАО

В части контроля за ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов, в рамках заданий ФАС России от 26.10.2009 № 712, от 17.02.2011 № АГ/900-ПР, Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области на постоянной основе осуществляет еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты на территории Еврейской автономной области на предмет обоснованности их установления.Лидирующие позиции на розничных  и мелкооптовых рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в географических границах Еврейской автономной области занимают ОАО «Хабаровскнефтепродукт» и ООО «РН – Востокнефтепродукт». В связи с отсутствием на территории Еврейской автономной области нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилищ, обеспечение региона автомобильным топливом осуществляется посредством поставки нефтепродуктов из нефтехранилищ и нефтебаз соседних регионов.        Оптовый рынок нефтепродуктов ЕАО слабо развит, основная  реализация автомобильного топлива осуществляется мелкооптовыми поставками под заключенные договоры и заказы покупателей (предприятия и организации Еврейской автономной области).Розничная реализация нефтепродуктов представляет собой деятельность по перепродаже нефтепродуктов, приобретенных на оптовом рынке. АЗС снабжаются нефтепродуктами путем автомобильной транспортировки с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов), которые, в свою очередь, закупают нефтепродукты у Комсомольского, Омского и Хабаровского НПЗ, Ангарской НХК. В связи с этим, одним из самых существенных обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов, являются  оптовые цены на нефтепродукты, а так же расходы, связанные с этим видом деятельности.При установлении розничных цен на нефтепродукты хозяйствующие субъекты руководствуются уровнем своих затрат на содержание АЗС, транспортными и эксплуатационными расходами, а также уровнем заработной платы работников и других расходов, связанных с  данной хозяйственной деятельностью. Также на рост цен влияет и ряд других факторов - это рост мировых цен, рост отраслевых издержек. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого литра автомобильного топлива составляет около 60 %.           На протяжении последних лет кратно увеличивались акцизы на автомобильное топливо.            Дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в 2013 – 2014 годах  Еврейским УФАС России не возбуждались.            Между тем, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства (в т.ч. в части установления монопольно высоких цен на ГСМ, изъятие товара из обращения, навязывание покупателям условий договора, невыгодных для него и не соответствующих требованиям действующего законодательства, не обоснованное сокращение или прекращение продажи нефтепродуктов и др.) потребители имеют возможность обратиться в Еврейское УФАС России  с соответствующим заявлением на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на данном рынке. Это такие организации как ОАО «Хабаровскнефтепродукт», ООО «РН-Востокнефтепродукт», ООО «Амурнефтепродукт», ООО «Амур-ДВ» (Биробиджанский район), ООО «Ресурс» (г. Биробиджан), ООО «Станица» (Ленинский район).            Также, антимонопольным законодательством запрещены согласованные действия и заключение соглашений, которые могут  привести к установлению цен на товар, разделу рынка нефтепродуктов, сокращению или прекращению продажи товара, отказу от заключения договоров с отдельными продавцами или покупателями.            Следует обратить внимание заявителей на то, что согласно части 1 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции» заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме и должно содержать следующие сведения:1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление (наименование, адрес);3) описание нарушения антимонопольного законодательства;4) существо требований, с которыми заявитель обращается;5) перечень прилагаемых документов. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены (часть 2 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»).  

ФАС возбудила дело в отношении четырех нефтяных компаний

5 ноября 2014 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам манипулирования на бирже (часть 4 статьи 11 закона «О защите конкуренции»).Ранее по результатам анализа мониторингов рынка нефтепродуктов ФАС России установила, что в период с января по сентябрь 2014 года во внебиржевом крупнооптовом сегменте рост цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 составил порядка 20%. В биржевом крупнооптовом сегменте рынка рост цен на автомобильные бензины марки АИ-92 составил 34%, на автомобильный бензин марки АИ-95 – 35%.«Такая ситуация стала одной из причин повышения цен в розничном сегменте рынка нефтепродуктов, – заявил начальник Управления контроля ТЭК Дмитрий Махонин. – Так, по данным Росстата с начала года при общем уровне инфляции в 6,3% рост цен на автомобильный бензин марки АИ-92 составил 10%, автомобильный бензин АИ-95 – 7,8%».По результатам анализа мониторингов установлено, что одной из причин роста оптовых цен на автомобильные бензины является рост биржевых цен на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (ЗАО «СПбМТСБ»).В целях выявления причин роста цен на автомобильные бензины на биржевых торгах, Управление контроля ТЭК запросило реестры всех сделок, заключенных на биржевых торгах нефтепродуктами и зарегистрированных в системе электронных торгов ЗАО «СПбМТСБ» (реестр биржевых торгов) за период с января по сентябрь 2014 года. В результате анализа реестра биржевых торгов на базисе Уфимской группы НПЗ было зафиксировано значительное количество «секундных» сделок на биржевых торгах на продажу со стороны ОАО АНК «Башнефть» и на покупку нефтепродуктов со стороны ОАО «НК «Роснефть» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». Анализ характеристик этих сделок позволил ФАС России сделать вывод о возможном наличии манипуляции на биржевых торгах вышеуказанными компаниями.«Другими словами, мы полагаем, что есть признаки манипулирования на бирже. Анализ имеющейся у нас информации показывает наличие большого количества сделок между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, а также их дочерними структурами. В ходе рассмотрения антимонопольного дела мы намерены окончательно с этим разобраться, – подчеркнул Дмитрий Махонин. – На сегодняшний день появились тенденции по снижению стоимости автомобильных бензинов в биржевом сегменте оптового рынка и замедление темпов роста цены в розничном сегменте автомобильных бензинов. Однако этого недостаточно, поэтому сегодня ФАС возбудила это дело. Возможно, будут и другие дела». Справочно: ФАС России совместно с территориальными органами ФАС России c 2007 года осуществляет постоянный мониторинг цен на нефтепродукты в разрезе регионов (в том числе муниципальных образований) Российской Федерации. Мониторинг ведется по вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (их дочерним предприятиям нефтепродуктообеспечения) и независимым участникам рынка, по движению моторного топлива в регионах Российской Федерации и по отпуску нефтепродуктов независимым хозяйствующим субъектам, а также мониторинг средневзвешенной величины оптовой надбавки в разрезе компаний.Управление ТЭК на постоянной основе контролирует цены по всей цепочке поставки нефтепродуктов: опт – мелкий опт – розница. При этом цены оптового сегмента предопределяют ситуацию на мелкооптовом и розничном рынках: цена «первой продажи» с НПЗ составляет в розничной цене моторных топлив более 70%.Помимо этого Управление ТЭК ведет мониторинг биржевых, внебиржевых цен и индикаторов внешнего рынка, приведенных к условиям сопоставимости с внутренним рынком Российской Федерации.Пресс-служба ФАС России 

Новый взгляд на мониторинг цен

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) запускает в тестовом режиме на своем официальном сайте интерактивную карту, на которой будет отражаться текущее состояние цен на нефтепродукты по регионам Российской Федерации.Интерактивная карта содержит информацию о состоянии цен на нефтепродукты на рынке розничной реализации. Ее обновление будет происходить на еженедельной основе. Идеей к созданию такой карты послужил еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, который ФАС России проводит совместно со своими территориальными органами.«Появление такой карты на сайте ФАС России позволит любому потребителю ориентироваться в ценовой ситуации на рынках нефтепродуктов, а также получать информацию о структуре этих рынков. Создание и ведение карты является итогом работы ФАС России и ее территориальных органов по всем регионам нашей страны», - отметил начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин.Пресс-служба ФАС России 

Вводится новая форма представления информации о планируемых объемах реализации нефтепродуктов на биржевых торгах

В апреле 2014 года, под председательством начальника Управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Дмитрия Махонина, на ЗАО «СПбМТСБ» проведено рабочее совещание с участием вертикально интегрированных нефтяных компаний, занимающих доминирующее положение на рынке. Эксперты рассмотреливопрос соблюдения критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты. Эти критерии были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 1035.В частности, нефтяным компаниям разъяснена необходимость направления бирже сведений о распределении объемов нефтепродуктов планируемых к реализации на биржевых торгах, в том числе, с указанием марки, а также сезонности продукта (при наличии). До настоящего времени, представляемые нефтяными компаниями формы не содержали этой информации.Таким образом, в мае 2014 года вступит в действие новая форма представления информации о планируемых объемах реализации нефтепродуктов на биржевых торгах. В соответствии с ней информация будет представляться с разбивкой бензинов на - Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95, Бензин-98, а также с разбивкой дизельного топлива на – ДТ Летнее, ДТ Зимнее, ДТ Межсезонное, ДТ Арктическое.«Эти изменения упростят покупателю возможность планирования закупочных стратегий, что в целом повысит прозрачность ценообразования всего биржевого сегмента рынка нефтепродуктов», - подчеркнул Дмитрий Махонин.Пресс-служба ФАС России 

Еще больше прозрачности в работе естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

19 декабря 2013 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 13 ноября 2013 года № 770/13 «О внесении изменений в формы, сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм, утвержденные приказом ФАС России от 28.01.2011 № 40».ФАС России разработала этот приказ совместно с Минэнерго России, ФСТ России, ОАО «АК «Транснефть» и нефтяными компаниями во исполнение поручения Президента РФ В.В. Путина. Этот документ направлен на повышение прозрачности предоставления информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.В частности, приказ вносит следующие изменения:уточнение в раздел 2 формы № 1 «Сведения об общей пропускной способности магистрального трубопровода» приложения № 1 Приказа № 770/13 путем добавления конкретных направлений транспортировки нефти по свободной пропускной способности;примечание в раздел 2 формы № 1 «Проектная пропускная способность, тонн» раздела 2 «Сведения об общей пропускной способности магистрального трубопровода» приложения № 1 Приказа № 770/13 о закрытости информации, а также по корректировки по мере появления изменений нормального грузопотока в пропускной способности магистрального трубопровода;новый раздел и формы раскрытия информации по транспортировке нефтепродуктов;изменён срок раскрытия информации по разделу 2 формы № 1 «Сведения об общей пропускной способности магистрального трубопровода» приложения № 2 приказа.Пресс-служба ФАС России 

ФАС России: ситуация на рынке нефтепродуктов устойчивая

«Прогноз цен на нефтепродукты стабильный», – заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев на годовой расширенной коллегии ведомства. В связи с этим ФАС России поясняет: вопрос о ситуации на рынке нефтепродуктов регулярно является предметом рассмотрения на совещаниях в Правительстве РФ. В этих совещаниях участвуют и Минэнерго, и другие заинтересованные органы власти и организации, включая нефтяные компании. Вопросы, которые обсуждаются, касаются оценки текущей ситуации, налогообложения, мер поддержки сельского хозяйства, модернизации нефтепереработки и другие. В рамках совещаний, в частности, давалась оценка ситуации на рынке нефтепродуктов. Позиции всех участников совещаний, в том числе Минэнерго и нефтяных компаний, совпадают – оснований для необоснованного роста цен на нефтепродукты не имеется. Вопрос о «замораживании» цен периодически поднимается в СМИ, причём в те периоды, когда существуют предпосылки для снижения цен на топливо. Обычно это происходит в самом конце декабря, а также в январе – феврале, когда имеются все предпосылки для снижения (а не «замораживания») цен на топливо. Отличие начала 2012 годов состоит в том, что на общую тенденцию сезонного снижения цен накладывается повышательная тенденция, обусловленная ростом акцизов. Дополнительными факторами, работающими в направлении снижения цен на внутреннем рынке в начале 2012 года, в отличие от начала 2011 года, являются: в целом стабильная ситуация на внешних рынках с умеренной волатильностью цен, создание достаточных запасов дизельного топлива зимнего и бензина. Немаловажным является и соблюдение требований антимонопольного законодательства нефтяными компаниями. Нефтяники понимают, что в случае нарушений антимонопольного законодательства к ним будут применены жесткие санкции. Ранее ФАС России за установление монопольно высоких цен на дизельное топливо в конце 2010 года – начале 2011 года применила штрафные санкции в отношении трёх нефтяных компаний в размере более 3 млрд. рублей. Тогда одним из поводов, но не причиной для роста цен, послужил рост акцизов. Ситуация повторилась во 2 и 3 кварталах 2011 года, на этот раз на рынке бензина. И вновь по результатам дел были применены штрафные санкции в отношении одной компании, и рассматривается вопрос о назначении штрафа в отношении другой компании. Тогда по результатам рассмотрения дел произошло снижение цен. Стабилизации ситуации на рынке способствует и деятельность Минэнерго по контролю вывода в ремонты НПЗ, поддержанию необходимых запасов топлива и др. С начала 2012 года была тенденция по снижению, как отпускных цен НПЗ (в большей степени), так и котировок в мелкооптовом сегменте и цен в рознице (в меньшей степени). Так, по данным ИЦ «КОРТЕС» снижение отпускных цен НПЗ за первую неделю февраля и с начала года составило по АИ-92 -2% и 5,6%, АИ-95 – 0,7% и 3,9%, дизельное топливо летнее 0,5% и 0,5%, дизельное топливо зимнее 0,8% и 4,5%. Снижение цен на мелкооптовом рынке за аналогичные периоды составило: АИ-92 -1,4% и 3,7%, АИ-95 – 1% и 3%, дизельное топливо летнее 1,3% и 1,9%, дизельное топливо зимнее 0,4% и 1%.По данным Росстата индекс потребительских цен на товары и услуги в январе 2012г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,5%. При этом удешевление бензина было зафиксировано в 27 центрах субъектов Российской Федерации. В 51 центре субъектов Российской Федерации цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели. Результаты мониторинга ФАС подтверждают информацию информационно-аналитических агентств и государственной статистики о динамике цен на рынке бензина. В целом ситуация на рынке достаточно устойчива. Различие биржевых котировок, внебиржевых спотовых цен и оценок NetBack не является существенным. В конце прошлого года по сравнению с первой половиной 2011 года в целом стали более сбалансированными показатели доходности по цепочке крупный опт – мелкий опт – розница. ФАС России продолжает мониторинг цен, оборота и остатков топлива на нефтебазах. С принятием подготовленного ФАС России законопроекта о рыночном ценообразовании эти показатели будут доступны всем участникам рынка, что сделает полностью прогнозируемой и прозрачной ситуацию на рынке.Пресс-служба ФАС России<div style="font-size: 11px; font-weight: bold; margin-bottom: 5px; border-bottom: 1px solid #000">Новосибирское УФАС России</div><p><span style="text-align: justify; ">&laquo;Прогноз цен на нефтепродукты стабильный&raquo;, &ndash; заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев на годовой расширенной коллегии ведомства.</span></p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p style="text-align: justify; ">В связи с этим ФАС России поясняет: вопрос о ситуации на рынке нефтепродуктов регулярно является предметом рассмотрения на совещаниях в Правительстве РФ. В этих совещаниях участвуют и Минэнерго, и другие заинтересованные органы власти и организации, включая нефтяные компании. Вопросы, которые обсуждаются, касаются оценки текущей ситуации, налогообложения, мер поддержки сельского хозяйства, модернизации нефтепереработки и другие. В рамках совещаний, в частности, давалась оценка ситуации на рынке нефтепродуктов. Позиции всех участников совещаний, в том числе Минэнерго и нефтяных компаний, совпадают &ndash; оснований для необоснованного роста цен на нефтепродукты не имеется.</p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p style="text-align: justify; ">Вопрос о &laquo;замораживании&raquo; цен периодически поднимается в СМИ, причём в те периоды, когда существуют предпосылки для снижения цен на топливо. Обычно это происходит в самом конце декабря, а также в январе &ndash; феврале, когда имеются все предпосылки для снижения (а не &laquo;замораживания&raquo;) цен на топливо. Отличие начала 2012 годов состоит в том, что на общую тенденцию сезонного снижения цен накладывается повышательная тенденция, обусловленная ростом акцизов. Дополнительными факторами, работающими в направлении снижения цен на внутреннем рынке в начале 2012 года, в отличие от начала 2011 года, являются: в целом стабильная ситуация на внешних рынках с умеренной волатильностью цен, создание достаточных запасов дизельного топлива зимнего и бензина. Немаловажным является и соблюдение требований антимонопольного законодательства нефтяными компаниями.</p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p><span style="text-align: justify; ">Нефтяники понимают, что в случае нарушений антимонопольного законодательства к ним будут применены жесткие санкции. Ранее ФАС России за установление монопольно высоких цен на дизельное топливо в конце 2010 года &ndash; начале 2011 года применила штрафные санкции в отношении трёх нефтяных компаний в размере более 3 млрд. рублей. Тогда одним из поводов, но не причиной для роста цен, послужил рост акцизов. Ситуация повторилась во 2 и 3 кварталах 2011 года, на этот раз на рынке бензина. И вновь по результатам дел были применены штрафные санкции в отношении одной компании, и рассматривается вопрос о назначении штрафа в отношении другой компании. Тогда по результатам рассмотрения дел произошло снижение цен. Стабилизации ситуации на рынке способствует и деятельность Минэнерго по контролю вывода в ремонты НПЗ, поддержанию необходимых запасов топлива и др.</span></p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p><span style="text-align: justify; ">С начала 2012 года была тенденция по снижению, как отпускных цен НПЗ (в большей степени), так и котировок в мелкооптовом сегменте и цен в рознице (в меньшей степени). Так, по данным ИЦ &laquo;КОРТЕС&raquo; снижение отпускных цен НПЗ за первую неделю февраля и с начала года составило по АИ-92 -2% и 5,6%, АИ-95 &ndash; 0,7% и 3,9%, дизельное топливо летнее 0,5% и 0,5%, дизельное топливо зимнее 0,8% и 4,5%. Снижение цен на мелкооптовом рынке за аналогичные периоды составило: АИ-92 -1,4% и 3,7%, АИ-95 &ndash; 1% и 3%, дизельное топливо летнее 1,3% и 1,9%, дизельное топливо зимнее 0,4% и 1%.</span></p><p style="text-align: justify; "><br />По данным Росстата индекс потребительских цен на товары и услуги в январе 2012г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,5%. При этом удешевление бензина было зафиксировано в 27 центрах субъектов Российской Федерации. В 51 центре субъектов Российской Федерации цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели. Результаты мониторинга ФАС подтверждают информацию информационно-аналитических агентств и государственной статистики о динамике цен на рынке бензина.</p><p style="text-align: justify; ">&nbsp;</p><p><span style="text-align: justify; ">В целом ситуация на рынке достаточно устойчива. Различие биржевых котировок, внебиржевых спотовых цен и оценок NetBack не является существенным. В конце прошлого года по сравнению с первой половиной 2011 года в целом стали более сбалансированными показатели доходности по цепочке крупный опт &ndash; мелкий опт &ndash; розница. ФАС России продолжает мониторинг цен, оборота и остатков топлива на нефтебазах. С принятием подготовленного ФАС России законопроекта о рыночном ценообразовании эти показатели будут доступны всем участникам рынка, что сделает полностью прогнозируемой и прозрачной ситуацию на рынке.</span></p><p style="text-align: right; "><span style="text-align: justify; ">Пресс-служба ФАС России</span></p><div style="font-size: 11px; font-weight: bold; margin-top: 5px; border-top: 1px solid #000"><a href="http://novosibirsk.fas.gov.ru/node/6761">полная версия статьи</a></div>